Суббота, 18.01.2025
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Гостевая книга [ Добавить запись ]

Страницы: « 1 2 ... 116 117 118 119 120 ... 227 228 »
Показано 1756-1770 из 3416 сообщений
1661.   (08.04.2002 14:33)
0  
Этапы и ход переселения
   В 50-60-х годах ХIХ в. переселение в Турцию совершилось в три этапа: первый - в 1859-1862 гг.; второй - в 1863-1864 гг. и третий - в 1865 г. Впервые в 1859 г. "обнаружилось движение к переселению в Турцию" среди чеченского населения, хотя переселение и не состоялось. В том же году из абазинского аула Лоова изъявило желание переселиться 66 семей, а в 1860 г. из аула Хангиреевых - 43 семейства. В июле-сентябре 1859 г. 296 семейств (2693 человека) закубанских ногайцев получили разрешение на переселение в Турцию. В то же время переселилось 306 семей (более 3 тыс. человек) хатукайцев и 69 семей хамышевцев.
   Кавказская администрация добивалась ухода прежде всего той части населения, которая проявляла какое бы то ни было "беспокойство". 26 апреля 1861 года командующий войсками Терской области гр. Евдокимов прямо указывал: "Полагаю полезным для народа и правительства удаление беспокойных людей".
   Несколько иначе относился к переселению кабардинцев кн. Г.Д.Орбелиани. Он попытался приостановить движение по переселению, запретив кабардинским владельцам, изъявившим желание переселиться в Турцию, продавать своих холопов. Поскольку кабардинские крестьяне шли в Турцию неохотно, эта мера, по его мнению, должна была если не остановить, то во всяком случае задержать владельцев от ухода в Турцию. Однако такая идея была отвергнута гр. Евдокимовым, уверенным в том, что "запрещение продажи крестьян может остановить здесь именно тех людей беспокойных, которых следовало бы стараться удалить". Более того, граф посоветовал Орбелиани облегчить процедуру при продаже крестьян: в частности, было рекомендовано дать крестьянам, проданным переселяющимся в Турцию владельцем, право выкупа от своего нового господина по взаимному соглашению. Или при уплате выкупной суммы, установленной окружным судом.
   В самом начале 60-х годов ХIХ в. движение за переселение началось в Кабарде. В письме от 30 мая 1861 г. кн. Орбелиани на имя гр. Евдокимова сообщалось о том, что 442 семейства кабардинцев изъявили желание переселиться в Турцию, и выражалось опасение, что за ними может последовать вся Кабарда. В "разъяснении", полученном от гр. Евдокимова, недвусмысленно подчеркивалось: "Уменьшение вредного народонаселения избавит нас от многих хлопот… Не жалейте об уходе 442 семейств, но если бы их ушло и вдвое больше, так от этого ущербу для края не будет…. Что же касается до угрозы, будто уйдет все народонаселение, то если бы это и совершилось, так оно бы кроме удовольствия принесло бы нас еще существенную пользу". В результате в 1860-1862 гг. в Турцию переселилось из Большой Кабарды 941 кабардинское семейство (10343 человека) и 300-350 дворов из Осетии. Переселение охватило и Закубанье.
   Характерной особенностью переселенческого движения первого этапа является то, что оно иногда проходило под лозунгом "совершения хаджа" в Мекку. Переселенцы, боясь, что им не дадут разрешения, скрывали свое намерение остаться в Турции и в своих прошениях ссылались на желание перед смертью побывать в Мекке и поклониться гробу Магомета. Царские власти почти всегда удовлетворяли эти просьбы. Более того, генерал-адъютант гр. Евдокимов объявил шапсугскому народу: "Дошло до моего сведения, что неблагонамеренные люди распространяют между вами слухи, что наше правительство намерено препятствовать желающим переселиться в Турцию. Это неверно, всем желающим дозволяется переселиться".
   10 мая 1862 г. Кавказский комитет образовал Комиссию по делу о переселении горцев в Турцию. Она была уполномочена выдавать денежные пособия и вести переговоры с владельцами транспортных судов о перевозке переселенцев. В перевозке горцев принимали участие "Русское общество пароходства и торговли", а также частные судовладельцы Керчи и Одессы. С большой охотой на призыв командующего войсками Кавказской линии гр. Н.И.Евдокимова откликнулись и турецкие судовладельцы, которые рассчитывали извлечь из этого мероприятия большие выгоды.
   Граф Евдокимов считал, что "необходимо выселить" из Кубанской области до 10 тыс. семей, что примерно составляло 80-100 тыс. человек. Для этой цели в сентябре 1863 г. он просил царское правительство срочно выслать ему 25 тыс. руб. серебром и одновременно заготовить документы на 65 тыс. рублей. Граф был ярым сторонником переселения адыгов в Турцию. Он немедленно воспользовался начавшимся движением переселения и организовал дело так, что царское правительство решило пожертвовать большие суммы денег, чтобы облегчить тысячам адыгов эмиграцию. Но главное в проекте гр. Евдокимова заключалось в том, чтобы этим подтолкнуть движение и тем самым избавиться, как он писал, " от населения самого беспокойного и наименее расположенного к заселению берегов Кубани". Материальная помощь переселенцам действительно производила впечатление на горцев. План Евдокимова по переселению горцев в Турцию предусматривал и переселение тех жителей Кубанской области, которые изъявили покорность России. "Перечневые ведомости" об отправленных на переселение составлялись в пунктах отправки. Так, например, 21 мая 1864 г. из анапского порта было отправлено 2475 семей натухайцев (16,5 тыс. человек). За их перевозку было уплачено 13,5 тыс. руб. серебром. 27 мая было отправлено из укрепления Константиновское 5848 шапсугов. В переселении шапсугов большое участие принял эфендий Исхак. Пособником в переселении натухайцев был некий Куштанок, которому "за усердие" было выделено 2 тыс. руб. Немало на этом поприще потрудился и абадзехский пристав Педисов. По их совету абадзехи заключили контракт с керчинским купцом фон Штейном для их перевозки в Турцию. За каждого человека (исключая детей) он брал 5 руб. серебром. Переселявшиеся могли уплатить стоимость их перевозки скотом, хлебом, маслом, медом. В пути фон Штейн обязан был снабжать их пресной водой "для питья".
   В итоге предпринятых мер и пропаганды османских эмиссаров значительное число горцев переселилось в Турцию. 28 октября 1864 г. исправляющий должность начальника Шамсугского округа майор Шипшев, докладывая о завершении переселения, писал: "За выселением шапсуг, отправившихся на всегдашнее переселение в Турцию, осталось на прежнем месте жительства противу Елизаветской и Марьянской станиц, изъявивших согласие остаться в подданстве России, 99 семейств". В течение второго этапа (1863-1864 гг.) выселилось якобы 418 292 человека, хотя данные эти, по всей вероятности, сильно преувеличены.
   Переселение горцев в Турцию происходило и в 1865 г., в частности, из Терской области в связи с проведением земельной реформы, а также в результате действий эмиссаров султана и при попустительстве царских властей на Кавказе. Особенно неблаговидную роль в этом сыграл генерал-майор Муса Кундухов. Он взялся спровоцировать часть чеченцев к переселению в Турцию. "В мае месяце нынешнего года, - писал начальник Терской области гр. М.Т.Лорис-Меликов, -- генерал-майор Кундухов высказал предложение о возможности восстановить между туземцами Терской области по примеру 1860-01861 гг. стремление к переселению в Турцию и предложил взять на себя выполнение этого дела". С ведома кавказской администрации Кундухов отправился в Турцию для согласования вопроса в Константинополе. Поездка и переговоры с османскими властями не подлежали огласке, держались в строгом секрете. Кундухов получил от султана заверение, что он примет 5 тыс. семейств с условием, что переселенцы будут размещены в Карском пашалыке вблизи русско-турецкой границы. Со стороны кавказской администрации Кундухову была дана команда "исподволь приготовлять умы чеченцев к предстоящему переселению".
   Давая Кундухову согласие на исход чеченцев, кавказские власти исходили из желания сократить численность "беспокойного населения". По этому поводу гр. М.Т.Лорис-Меликов писал: "Удаление из малоземельной густонаселенной Чечни какой бы то ни было части беспокойного и воспитанного в полувековой борьбе с нами племени было бы огромным шагом на пути разрешения чеченского вопроса, а следовательно, к прочному умиротворению Терского края и водворению в нем гражданственности". В нем гражданственности".
   Многие кабардинские князья и дворяне, недовольные земельной политикой царизма, поддержали провокационные действия Мусы Кабарды, Кундухов привлек на свою сторону многих кабардинцев. Организаторами переселения в Турцию были также эфенди Джамурза Варитлов, Хатокшуко Индаров, Кургоко Куденетов, Хакяша Астемиров. По словам Д.С.Кодзокова, они распускали ложные слухи о том, что царские власти собираются "освободить холопов без вознаграждения, уничтожить права высших сословий, подвергнуть всех без различия рекрутской и подворной повинности и наконец, стеснив религиозные обряды магометанства, обратить кавказские племена в христианство".
   Эти слухи распространились с быстротой молнии, и обстановка становилась все напряженнее. Чаще стали случаи "неповиновения". Некоторые владетели отказывались выполнять указания администрации об объединении населенных пунктов, ссылаясь на то, что жители их аулов якобы решили переселиться в Турцию. Вместе с Кундуховым в 1865 г. из Малой Кабарды отправились в Турцию 451 человек. Всего в 1865 г. из Кабарды переселилось в Турцию около 3 тыс. человек (163 семьи) и из Чечни - 22 тыс. человек и 45 осетинских семейств. Таким образом, из Северного Кавказа в течение всего второго этапа (осень 1863 и 1864 г.) выселилось более 418 тыс. человек, всего же через восточные порты Черного моря с 1858 по 1865 г. ушло 493 с лишним тыс. человек, в том числе натухайцев 45 023, абадзехов - 27 337, шапсугов - 165 626, убыхов - 74 567, джигатов - 11 873, бжедугов - 10 500, абазинцев - 30 тыс., бесланеевцев - 4 тыс., темиргоевцев, мохошевцев, егерукаевцев - 15 тыс., прикубанских ногайцев - 30 650, кабардинцев - 17 000, чеченцев - 23 193 человека.
   В эти данные не вошли тысячи переселенцев-карачаевцев. Десятки тысяч горцев переселились без оформления соответствующих документов. Многие тысячи горцев ушли по военно-Грузинской дороге.
   Таким образом, точно установить число переселившихся трудно. Дворянский историограф Кавказа А.П.Берже допускал цифру около полумиллиона человек и считал, что она, возможно, даже занижена. Некоторые историки допускают (впрочем, без доказательств), что выселилось 900 (и более) тыс. человек. Напомним, что А.П.Ермолов оценивал численность всех закубанцев в 350 тыс. человек. Напомним, что А.П.Ермолов оценивал численность всех закубанцев в 350 тыс. Даже если его данные ниже действительных, можно думать, что цифра в 500 тыс. переселенцев преувеличена, ибо все закубанское население вряд ли превышало ее. Берже отмечал, что многие переселенцы покидали Закубанье, не попадая ни в какие реестры. Но зато судовладельцы намного завышали число перевозимых для получения за это денег, а власти поступали точно так же, чтобы утаить деньги и заслужить благоволение начальства. Исследователям предстоит еще уточнить численность переселившихся в Турцию, если это позволят источники.
   Так, в результате антинародной политики царизма, адыгских феодалов и мусульманского духовенства, провокационной деятельности западных держав и Порты, а также темноты и религиозного фанатизма народа многие десятки тысяч кабардинцев, чеченцев, осетин, черкесов и адыгейцев переселились в Османскую империю.

1660. Нарт Шэбатныкъо   (08.04.2002 14:23)
0  
Были, есть и будут....се ля ви!

1659. shapsug   (08.04.2002 14:17)
0  
А как этот конфликт отразился на пребывании чеченцев в Адыгее. Будут ли их переводить в другие ВУЗы? Были ли еще конфликты и будут ли?

1658. APN   (08.04.2002 13:41)
0  
Shapsugu.
Все произошло из-за девушки. Студент юрфака АГУ- чеченец неудачно пошутил 1 апреля с однокурсницей-адыгейкой. Та шутку не поняла и ответила оскорблением. Чеченец за это ударил ее. За честь девушки заступилось порядка 200 человек (братья, жених, родственники, знакомые и т.д.). Итог: не считая мелких пострадавших, 2 человека попало в реанимацию. Один из них скончался.

1657. shapsug   (08.04.2002 12:52)
0  
Кто-нибудь может рассказать поподробнее, что произошло в Майкопе, что за столкновение с чеченцами? Я слышал, что были какие-то столкновения, но в силу того, что нахожусь далеко, спросить не у кого.

1656. Руслъан   (08.04.2002 09:07)
0  
не думаю, что сарматы были частным случаем скифов, скорее наоборот. Во-всяком случае таково общепринятое мнение.
http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl?art=bse/00068/87900.htm&encpage=bse
http://newciv.relarn.ru/work/2-41/main/text/and_mog.htm

Хотя понимаю, что в представлении некоторых существуют только великоросы, малоросы, белоросы, желторосы и т. п. а так же нерусские.

1655. Руслъан   (08.04.2002 08:47)
0  
"... скифы и, особенно, сарматы..." Вот это сказал, так сказал!

1654. Дина   (08.04.2002 07:14)
0  
Бислан, ты сам его должен знать.....
я не знаю твой код.

1653. Iron   (08.04.2002 04:01)
0  
Всем привет!

1652.   (08.04.2002 02:36)
0  
База данных "Моста" о Хапсирокове по кличке "Хапс"

http://www.flb.ru/material.phtml?id=3873

1651.   (08.04.2002 02:13)
0  
Адыги(черкесы)-древнейшие жители Северо-Западного Кавказа. Их история своими корнями уходит далеко вглубь веков, в эпоху камня. В формировании адыгского(черкесского) народа приняли участие и другие, некавкавказские народы, прежде всего хаттские племена-коренное(доиндоевропейское) население Малой Азии.

На протяжении своей многовековой истории древние адыги взаимодействовали со многими народами. Наибольшее влияние на этногенез и культуру адыгов оказали ираноязычные скифы и, особенно, сарматы. Но это на привело к потере адыгам своего этнического лица.

В период средневековья адыги(черкесы) представляли собой значительную политическую силу на Северном Кавказе. Они играли видную роль в международных отношениях, являясь их полноправным субъектом. Они поддерживали различного рода контакты с другими народами Кавказа, Крымским ханством, Русским государством, Великим княжеством Литовским, Польским королевством, Османской империей.

В начале 19 века адыги были были самым многочисленным народом на Северном Кавказе, оказывавшим большое и многостороннее влияние на окружающие их народы.

Трагической страницей в историю адыгского(черкесского) народа вошла русско-кавказская война. Она унесла множество человеческих жизней, уничтожила складывавшуюся веками экономику и культуру горцев. Сотни тысяч адыгов подверглись изгнанию в пределы Османской империи, остальные были поселены на указанных царской администрацией местах.

История адыгов(черкесов) всегда вызывала большой интерес у исследователей, у самых разных категорий населения, в том числе жителей и гостей города-курорта Сочи, посетителей Лазаревского этнографического музея. И это понятно, так как история нашего края и города, в том числе непосредственно и самым тесным образом связана с историей адыгов и убыхов, древнейших насельников этого региона.

1650. Бислан   (08.04.2002 00:13)
0  
Всем Салам.
Дина,скажи мне код для запуска аськи.Я заново переустанавливаю,...путаюсь.
Спасибо.

1649. Бислан.   (07.04.2002 04:04)
0  
Так,АСлан,ты что тимел в виду?!
Если чтото хочешь сказать,то скажи прямо!
В адрес каких народов я плохое говорил?
А турки....да согласен турки нам отнють не братья,даже не совсем друзья(турецкое пров.),а вот турки-муслимы (аскеры) - наши друзья!Не уверен за вас,но я всех кто от души говорит Аллаху Акбар считаю братьями.И если бы все так считали,то не былобы сейчас споров между нами....

1648. Iron   (07.04.2002 03:00)
0  
Гость,ты гость как я этой гостевой или всего КАВКАЗА!?

1647. Олег   (06.04.2002 19:13)
0  
Олежек, спроси свою маму. Может она тебя от какого-нибудь churki nerusskogo родила?


Имя *:
Email *:
WWW:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz