3134.
(09.08.2003 21:12)
0
ЧЕРКЕСИЯ - СТРАНА ГЕРОЕВ Храбрость, ум, замечательная красота: природа дала им все, и чем я особенно восхищалась в их характере – это холодное и благородное достоинство, которое никогда не опровергалось и которое у них сочеталось с чувствами наиболее рыцарскими и с горячей любовью национальной свободы. Хоммайре де Гель. Адыги – один из древнейших народов Кавказа. Сегодня адыгов совсем немного: около 70000 тысяч на Кавказе, и около 2000000 разбросаны по всему миру. Черкесы живут в Турции (1500000), Сирии (120000), Иордании (80000), Египте (52000), Германии (35000), США (4000), Ираке (15000), Ливии (14000), Мадагаскаре (8000), Югославии (500), Израиле (5000), Иране (5000), Болгарии (5000), Японии (2000), Албании (1000), Ливане (1000), Голландии (500), Австралии (1000), Саудовской Аравии (500). Черкесы в небольшом количестве проживают во Франции, Чаде, Марокко, Тунисе, Кувейте, Судане, Мавритании, Вьетнаме, Йемене, Англии, Афганистане, Канаде, Италии, Греции, Польше, Румынии, Сингапуре, Ватикане, Кипре. Отдельные адыгские семьи живут в Мексике, Китае, Корее, Чехии, Финляндии, Австрии, Танзании, Эфиопии, Бразилии, Аргентине, Швеции, Новой Зеландии, на Гавайских островах. А были времена, когда адыги (черкесы) были самым многочисленным народом Кавказа. Даже в XIX веке, после многолетней войны с российской армией, численность адыгского народа составляла около 2000000 человек. По всем подсчетам, если бы не Русско-Кавказская война, сегодня черкесов было бы около 18000000 человек. Черкесы сыграли огромную, еще не оцененную историками роль в истории большинства стран Восточной Европы, Малой Азии и Ближнего Востока. Черкесия в силу своего географического положения находилась на стыке Запада и Востока, Передней Азии и Восточной Европы, на стыке мусульманского и христианского мира. Этот регион всегда имел важное международное значение. Здесь пересекались торговые пути из Западной Европы и Ближнего и Дальнего Востока: Великий шелковый путь, Османская дорога, Генуэзская дорога, Волжско-Каспийский водный путь, Волго-Донской канал, Военно-Грузинская и Военно-Сухумская дороги. В силу этого, страна адыгов всегда оказывалась в сфере интересов различных великих держав мира. Сведения о предках современных адыгов – меотах, зихах и керкетах, имеются уже в древнегреческих и древнеримских источниках. И греки, и римляне хорошо знали их как отважных и дерзких морских пиратов, грабивших суда на Понте Эвксинском (Черном море). Предки адыгов создали древнейшее государство на территории современной России – Синдику. Она располагалась на черноморском побережье Кавказа, и была чрезвычайно развитым для своего времени государством. Адыги, начиная еще с античных времен, привлекались многими правителями в качестве наемников. Боевые качества адыгских (черкесских) воинов были общеизвестны. Наемники-зихи упоминаются в древнеримских источниках. В более поздние времена черкесы отмечены в следующих странах: Киевская Русь, Грузия, Крымское ханство, Астраханское ханство, Аббасидский халифат, Фатимидская держава, Византия, Генуя, Золотая Орда, Османская Империя, Речь Посполитая (Польша), мамлюкский султанат в Египте, Сирии, Палестине, Персия, Судан, Эфиопия, Ногайская Орда, Калмыцкое ханство, Сицилия. Черкесы легко вписывались в структуру соседних государств, и, выполняя в основном военно-командные функции, оставили заметный след в истории этих стран. Привлечение адыгских наемников объяснялось их высочайшей репутацией в военной сфере. Даже во время монгольских нашествий, когда вся Азия и Европа трепетала перед грозными завоевателями, черкесы сохранили свою независимость и нанесли монголам ряд поражений. Рамазан Трахо писал: «Монголы никогда не проникали за Кубань, и черкесы не платили им дани». Другой историк, Семен Броневский писал об адыгах того времени: «Они удержали за собою восточный берег Азовского моря до Дона, овладели Керчею в Крыму, делали частые набеги, как в сем полуострове, так и в других странах Европы. От них произошли сии шайки Козаков, в то время появившихся; они же основали в Египте славную династию Солтанов, под именем Боргитов или Черкасов, коих родоначальником был Султан Баркок». Черкесская конница в XVI-XIX веках считалась самой сильной в мире. Чеченский историк Авторханов Абдурахман писал: «Трагедия – или величие – горского народа заключалось еще в том, что он никогда в своей истории не признавал над собой иноземной власти. Отсюда – вечная борьба за самосохранение. Многочисленные войны против во много раз превосходящего завоевателя – иногда безумно наступательные». Это было написано о вайнахах, но справедливо по отношению к черкесам, как и к остальным народам Кавказа. Заметим, что черкесский народ никогда в своей истории не вел наступательных войн с целью захвата чужих земель – только оборонительные. Учитывая превосходные боевые качества кавказских воинов – умение владеть оружием, храбрость, выносливость, маневренность – адыги могли бы покорить весь мир. Черкес «постоянно жаждал приключений, опасностей, отыскивал их всюду, где только рассчитывал натолкнуться на них. Он не любил засиживаться дома, в своем околотке. Дым родной сакли, жена, дети, родные – все это, по его понятиям, было создано нарочно для искушения его железного духа коварными обольщеньями, для того чтобы, чтобы опутать слабое сердце заманчивыми узами любви, нежности и ласки. Чувствуя всю опасность подобной обстановки для своей репутации, он избегал ее всеми силами, старался почаще отрываться от нее. Он сознавал себя больше человеком и мужем, когда изголовьем служило ему вместо мягкой подушки жесткое седло, постелью – бурка». Например, путешественник Иоанн де Галонифонтибус в 1404 году писал: «Зихи – народ чрезвычайно талантлив и способен к различным делам, но не в своей собственной стране». Военное отходничество было издревле развито среди адыгских народов, и именно на чужбине черкесы проявляли свои лучшие качества воина и человека. Черкесское воинство «не довольствовалось репутацией воина храброго, бесстрашного, смелого, предприимчивого, испытанного всякого рода лишениями и невзгодами, но метило гораздо дальше, добиваясь вместе с тем славы благородного, великодушного рыцаря». Правители практически всех восточных стран считали почетным иметь жену или наложницу-черкешенку. Адыгские женщины считались самыми красивыми в мире. «Если бы я мог с большей смелостью судить о путях провидения, я подумал бы, что его намерением было воссоздать, обновить другие вырождающиеся расы смешением их с прекрасной черкесской нацией» – писал французский ученый Дюбуа де Монпере, потрясенный красотой, умом и храбростью черкесов. НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И В АФРИКЕ Более всего черкесы прославились своими великими деяниями на Ближнем Востоке. Адыги начали появляться в этом регионе с VII века, во времена ранних халифатских завоеваний. Бывшие сначала простыми наемниками, черкесы постепенно втягивались в политическую жизнь тех стран, где проживали и занимали различные административные и военные должности. Уже в 929 году, во времена правления халифа аль-Муктафи, начальником стражи Багдада был черкес Назук, отмечает С. Хатко. С 1382 по 1517 год правила в Египте и Сирии адыгская династия мамлюков. Итальянский путешественник Джорджио Интериано, посетивший Египет в XIII-ом веке, отмечал: «Эти зихи по большей части красивы и хорошо сложены, а в Каире можно встретить людей, отличающихся величественной наружностью между мамлюками и эмирами, большинство из которых, как было сказано, из их племени. И таким образом, случается, что фортуна превращает их в величайших владык на свете, а именно в султанов и эмиров». В Египет черкесские воины стали попадать при халифах из династии Аббасидов, активно привлекавших воинов различных народов в свою армию. «В XIII столетии Аббасидский халифат, а позднее Айубиды и члены антихалифатской партии Египта для их охраны и защиты от возникших к тому времени и ставших опасными объединений рабов, обратились за помощью к черкесам, – писал историк Расим Рушди. – Взяв на себя первоначально роль телохранителей, последние постепенно стали занимать высшие военные посты Египетского государства и оказывать реальное влияние на политическую жизнь страны». Адыгские и тюркские мамлюки отразили натиск крестоносцев, разгромили монгольские армии, не подпустив монголов к Египту. В Египте во времена господства мамлюков, арабские историки по отношению к черкесам в качестве синонимов употребляли слова «люди» (аль-каум), «народ» (аль-джинс). Например, описывая татарского эмира Алтунбугу аль-Кирмиша, арабский автор писал: «Он имел только один недостаток – он не был из племени «людей»», то есть он не был адыгом. Описывая черкесского эмира Тука аль-Джаркаси, хронист отмечал: «Я не знаю ни одного другого достоинства, которое можно было бы приписать ему, кроме того, что он черкес и принадлежит к людям». Известный кавказовед В. Минорский пишет, что «черкесы уважались в Сирии и Египте местным населением за свои древние обычаи». Как писал Дж. Оджридж: «До сих пор стоят почти все построенные ими (египетскими черкесами) великие памятники. Их очень много, но два памятника являются образцом их изощренного, декадентского и в то же время замечательного и чарующего вкуса в архитектуре – мечеть Муайад Шайха и мечеть Каитбая». Черкесские воины отмечены в первой половине XV века в Эфиопии (Абиссинии). «Он (правитель Эфиопии Хати Исаак), – писал арабский историк Макризи, – возрос в силе следующим образом: один из мамлюков эмира Бузлара, наместника Дамаска, преуспевающий в делах службы, известный как Алтунбуга Муфрик, стал наместником Куса в верхнем Египте. Затем он бежал в Абиссинию и поступил там на службу к королю. Он обучил его подданных искусству копейного боя и стрельбы из лука, и владению другими видами оружия. Затем один из черкесских мамлюков также присоединился к королю; он в Египте был начальником арсенала и он построил ему королевский военный завод». Столица современного Судана, Хартум, основана черкесским военачальником Осман-пашой Джаркасом. Из 24 генерал-губернаторов египетского Судана двенадцать были черкесами: Осман-паша Джаркас, Маху-бей, Ахмед-паша Абу Видан, Абд аль-Латиф Абдалла-паша, Рустам-паша, Али-паша Джаркас, Хасан-бей Саляма Джаркас, Муса-паша Хамди, Джафар-паша Садык, Исмаил-паша Айуб, Мухаммад Рауф-паша, Ала ад-Дин-паша Сиддик. Черкесские наемники известны и в истории Сефевидского Ирана. В годы правления шаха Тахмаспа (1524-1576 годы), как отмечает В. Сокуров, отряды из Черкесии, Дагестана и Туркмении стали играть важную роль в политической жизни страны. Шах Аббас I был женат на кабардинке. В его правление Исфаганским воеводой был кабардинец Ферхад-бек. Женой персидского шаха Аббаса II (1642-1667 годы) была кабардинская княжна Увжугта. Черкешенкой была и мать шаха Сефи I (1629-1642). Немецкий философ Гердер писал: «…индуски и черкешенки облагородили персидскую кровь». И в более поздние времена черкесы вписали немало славных страниц в историю Ближнего Востока. Столица Иордании, город Амман, основан черкесами-мухаджирами во второй половине XIX века. Бабушка и жена покойного иорданского короля Хусейна бин Талала – черкешенки. Мать известного поэта Назыма Хикмета также была черкешенка. Валид Джамбулат, вождь ливанских друзов, был женат на черкешенке, его бабушка также была черкешенкой. Жена ливанского эмира Башира II Шехаба – Хосм Жихан – также была черкешенкой. Большое количество адыгов занимало высшие государственные посты в арабских странах. Черкесы сыграли огромную роль в арабо-израильских войнах. В 1947 году в авангарде сконцентрированных на границе с Палестиной сирийских войск существовали кавалерийские соединения из черкесов. Британский журанл «Parade», издававшийся в Каире, писал о сирийских адыгах: «Они воспитаны в демократическом духе. У них благородные традиции. Их храбрость в бою бесподобна. Они по своей природе конные воины и самые неустрашимые из народов Кавказа». Сирийская газета «Аль-Аям» также поместила статью о черкесах, защищавших стратегически важную высоту Тель-Азизият: «Потери не заставили дрогнуть и не приуменьшили сил черкесов. Это не в правилах народа, который с материнским молоком впитал в себя мужество, дети его привыкли плясать под свист пуль и грохот гранат и снарядов. Не раз они, отличаясь силой и мужеством и мстя за кровь, ставили сионистов в труднейшее положение». Как отмечает Б. Х. Бгажноков, в 1967 году во время оккупации Израилем Голанских высот в Сирии, там располагалось 14 черкесских аулов. Израильским войскам был дано указание удержать черкесов от переселения из зоны боевых действий, однако все черкесы покинули свои дома и ушли. На вопросы израильских военных, что заставляет черкесов уходить с обжитых мест, старики неизменно отвечали: «Свобода. Жизнь в оккупации, какой бы хорошей она не была, не для нас. Мы, черкесы, никогда никому не покорялись». В настоящее время охрану иорданского короля Абдаллы бин Хусейна осуществляет черкесская гвардия. Многие адыги играли и играют важную роль в жизни Ближнего Востока, например, Иззет Хасан Кандур – начальник генштаба иорданской армии, командующий силами безопасности Хашимитского королевства; Ануар-Мухамед Исмаил – советник иорданского короля по военным вопросам, министр внутренних дел Иордании; Мамдух Хамди Абаза – начальник генштаба военно-воздушных сил Сирийской Республики; Тахсин Хамид Шурдум – заместитель министра обороны Иордании; Ауни Мудар – главнокомандующий королевскими военно-воздушными силами Иордании, и многие другие. В ЕВРОПЕ Адыгские невольники в большом количестве отмечены в Палермо на Сицилии в 1290-1460 годах. Анри Бреск отмечает, что черкесы и татары появлялись на Сицилии в результате междоусобных войн на Кавказе и в Золотой Орде. Пленные, захваченные в сражениях, продавались на черноморском побережье Кавказа генуэзским и венецианским работорговцам. С XVI века адыги появляются в Польше. В 1570 году у короля Сигизмунда II Августа на службе было 3 черкесских князя: брат жанеевского князя Сибока Кансаукова (его имя не сохранилось в источниках), Александр Сибокович и Гаврила Тазритов. Последние 2 князя ранее состояли на службе у царя Ивана Грозного. Другой адыгский князь, Темрюк, принял христианство и получил имения в Польше, а в 1570 году был назначен ротмистром. Польский король Ян Собесский всегда одевался на черкесский манер и ездил на черкесском скакуне. Все польские дипломаты в Стамбуле в XVII веке одевались по-черкесски. Черкесские воины отличились в войнах Польши с Россией, Турцией, Швецией. Историк Б. Барановский констатирует, что черкесское военное искусство оказало большое влияние на польское. В Речи Посполитой существовала особая группа войск из кавказских адыгов – «Пятигорские хоругви». В литовско-московской войне в XVI веке большую роль играл литовский воевод Черкес (в некоторых источниках Черкас). Столица Косова – Приштина, была основана адыгскими мухаджирами (переселенцами) во второй половине XIX века, и ранее называлась Черкес-кой. В генуэзской колонии Каффа в Крыму черкесы составляли единственное регулярное военное подразделение – оргузиев, то есть городскую конную полицию. Адыгские наемники отмечены и в Италии, и в Византии. Генуэзцы нанимали черкесских воинов в свои ряды. Так, в 1462 году конвенция о найме солдат была заключена с зихским (адыгским) князем Копарио Бельзебуком. Император Трапезундской Империи Давид в 1452 году нанял зихских воинов во главе с князем Парсабоком для борьбы против турок-османов. Зихи (черкесы) в 1458 году под предводительством Артабила напали на Трапезундскую Империю, находившуюся на территории современной Турции. У прославленного полководца Наполеона Бонапарта телохранителем был армянин Рустам, проданный с территории Черкесии под видом черкеса. Другой приближенный Наполеона – адыг Хозет-Али, абадзех с Псекупса, оставался верен ему до самой смерти, и только после смерти Бонапарта вернулся на Кавказ. П. У. Аутлев упоминает имя еще одного черкесского телохранителя императора Франции: «Когда Наполеон, – пишет он, – вечером 7 октября 1812 года покидал территорию Московского Кремля, то за ним ехал черкес Регистан, а вслед ему – маршалы Франции». Известно, что после египетского похода Наполеона, в его армии было создано, по образцу черкесских воинов, подразделение мамлюков. После изгнания Наполеона мамлюки осели в Марселе. Роялисты часто нападали на селение мамлюков, но не могли разорить его. Мамлюки, видя, что спокойной жизни у них во Франции не будет, разъехались кто куда. Эдмунд Спенсер, английский путешественник, посетивший Черкесию в XIX веке, писал: «Невозможно коротко дать представление о стремительности черкесской атаки, для самых храбрых европейских войск она должна быть абсолютно ужасной, поскольку осуществляется буквально с быстротой молнии». Далее он отмечает: «Чтобы дать вам представление об их отчаянной храбрости, скажу вам, что русские офицеры уверяли меня, что черкесский воин никогда не сдается в плен и сражается до тех пор, пока в нем останется хоть одна искра жизни, даже с толпой врагов… Из числа других превратностей войны, они весьма замечательны в преследовании; если их противник допустит малейший непорядок при отступлении, отряд этих партизан способен совершенно уничтожить целую армию». В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ Хорошо понимал важное стратегическое положение черкесов великий завоеватель Чингиз-хан. Он указывал своему сыну Джучи, чтобы тот организовал поход против «оросутов и черкесютов», то есть против русских и адыгов. Персидский историк Хандемир писал: «Угэдэй, первый великий хан после Чингисхана, дал приказ Бату-хану покорить страны асов, русов, черкесов и соседние с ними области». Войска Бату разорили всю Черкесию, но покорить адыгов не сумели. Венгерские миссионеры, проезжавшие через Черкесию в 1235 году и прожившие в Тамани около 2 месяцев, не видели здесь следов присутствия монголов или кипчаков. Адыги играли важную роль в жизни Золотой Орды – крупнейшего государства средневековья. Знаменитый марроканский путешественник Ибн Баттута, посетивший Золотую Орду в 1333-1334 годах, видел в ее столице, городе Сарай, черкесские кварталы. Многие правители Орды воспитывались на Кавказе, у адыгов. Например, известно, что ханы Бердибек и Токтай воспитывались в Черкесии. Знаменитый хан Золотой Орды Узбек тринадцать лет воспитывался в Черкесии, и свободно говорил по-адыгски. На ханский престол он был избран вскоре после возвращения с Кавказа. Его летняя ставка, как отмечает тот же Ибн Баттута, располагалась в Пятигорье – исторической области Кабарды. Тверской князь Михаил был убит в 1318 году в другой ставке Узбека на реке Терек. Тинезгаузен в своей книге писал: «Все последующие ханы после Тохта-хана, который умер в 1313 году, продолжали привлекать черкесов в свои войска, что продолжалось вплоть до Куликовской битвы». В 1359 году в Золотой Орде начался 20-летний период междоусобицы, называемый «великая замятня». В течение этого времени шла ожесточенная борьба за ханский престол между различными группировками. Черкесы принимали в этой борьбе самое активное участие. Позиции адыгов к тому времени в Золтой Орде усилились настолько, что они сумели возвести на трон своего ставленника – Черкес-хана. Черкес-хан правил после хана Науруза, однако он был довольно быстро свергнут с трона Хызр-ханом, так как не принадлежал к роду Чингизидов и не широкой поддержки среди населения. В 1370-х годах эмиром (золотоордынским правителем) Хаджи-Тархана (Астрахани) был Черкес-Бек, или Хаджи-Черкес. Как писал арабский историк Ибн Халдун, Черкес-бек в одном из сражений разбил армию знаменитого Мамая и захватил столицу Золотой Орды – Сарай. С 1379 по 1386 год золотоордынским наместником Крыма был Черкес-бек, известный также под именем Жанкасиус-Зих или Зихий-Геркесий. Его резиденция располагалась в Солхате. Черкесы на Куликовом поле стояли в центре татарского войска, и приняли на себя главный удар русских войск. Есть сведения, что ордынский воин Челубей, сразившийся перед началом боя с русским воином Пересветом, выехал из черкесских рядов. Летописцы писали, что пехоту у Мамая на Куликовом поле составляли «бесерменты, армены, фрязи, черкесы...». Пехота адыгов, однако, не была многочисленной. Большую роль в этом сражении сыграла черкесская конница. Когда на Куликовом поле, как пишет Л. Гумилев, погиб русский передовой полк и «москвичи, яко непривычны к бою, побежаху», то ясы, касоги (касогами русские летописцы называли адыгов) и ногаи гнались за ними и рубили их. Один из биографов Тамерлана – Шереф ад-Дин Али Йезди, перечисляя этнический состав золотоордынского войска Тохтамыша в битве с Тимуром в долине реки Кондурчи, отмечает: «из русских, черкесов, булгар, кипчаков, аланов, жителей Крыма с Кафой и Азаком, башкирдов и мокши собралось войско изрядно большое». Черкесы отсрочили окончательный разгром Тамерланом Золотой Орды и спасли от его вторжения русские земли. После этой победы Тимур, по сообщениям биографов, намеревался двинуть свои войска на север – на Рязань и Москву. Учитывая мощь его армии, ему наверняка удалось бы завоевать всю Русь. Адыги, контролировавшие степи между Доном и Кубанью, подняли восстание в тылу тимуровской армии и выжгли придонские и прикубанские степи. Претерпевая огромные трудности, 200–тысячное воинство Тимура все же сумело дойти до Кубани. Хан Тохтамыш, хорошо знавший возможности кавказских воинов, имел жену и наложницу – черкешенок. Именно через черкесов из своего окружения он заключил военный союз с султаном Египта – черкесским мамлюком Баркуком. Сын Тохтамыша от «наложницы из племени черкес», правитель Крыма, хан Кадыр-Берды в 1420 году разбил войско могущественного золотоордынского эмира Едигея. Сам Едигей погиб в этой битве. Вообще, кипчаки (татары, половцы), обладавшие великолепной конницей, остерегались адыгских воинов. «Половцы, или куманы были не более чем подданными Черкесских правителей, чьи имена одни только увековечены в истории», – отмечает английский историк Эдмунд Спенсер. В КРЫМСКОМ, АСТРАХАНСКОМ, КАЛМЫЦКОМ ХАНСТВАХ И НОГАЙСКОЙ ОРДЕ Черкесы охотно нанимались на службу и к крымскому хану, при этом многие из них стремительно продвигались по служебной лестнице и играли важную роль в политической жизни ханства. В 1468 году свергнутый с крымского престола хан Нур-Девлет нашел убежище в Черкесии. Собрав войско из адыгов, он попытался вернуть себе власть в Крымском ханстве, но потерпел поражение. Другой член рода Гиреев, Ислам-Гирей, спасаясь от преследования, покинул родину и поселился в Черкесии. От него пошла ветвь адыгских Гиреев. Многие крымские ханы были женаты на черкешенках. Две старшие из четырех жен знаменитого хана Девлет-Гирея, сжегшего Москву в 1571 году, были черкешенками, а членами крымского дивана (парламента) были адыги Татар-мурза и Ахмед-Аспат. Черкесы при этом хане занимали ведущие государственные посты, отчего в 1577 году последовал античеркесский бунт в Крыму, жестоко подавленный властями. Хан Джанибек-Гирей II (20-е годы XVIII века) был женат на кабардинке Накуре, его мать Дурбика была также черкешенкой из бесленеевского рода Каноковых. Ханы Ислам-Гирей III и Казы-Мурза II также были женаты на адыгских девушках. Крымский калга (царевич) Шагин-Гирей был женат на сестре могущественного кабардинского князя Алегуко Шогенукова. «Крымские ханы посылали своих детей в Черкесию на воспитание к аталыкам», – писал француз Тебу де Мариньи. Молдавский господарь Дмитрий Кантемир отмечал: «Их страна является школой для татар, из которых каждый мужчина, который не обучался военному делу или хорошим манерам в этой школе, считается «тентеком», то есть нестоящим, ничтожным человеком. Сыновья крымских ханов в тот момент, когда они увидели свет, отсылаются к черкесам на воспитание и обучение. Они всегда изобретают что-нибудь новое в своих манерах или оружии, в которых татары подражают им так пылко, что черкесы могут быть названы французами в отношении татар». Далее он писал: «Эти люди настолько храбрые, что, по утверждению самих татар, насколько 10 крымцев сильнее 15 буджакан, настолько 5 черкесов сильнее 10 крымцев». Об этом же писал Мехмед Синай – крымский историк и чиновник XVII-го века – в своем труде «Книга походов»: «Ханских наследников мужского пола отправляли обучаться военному искусству на Кавказ, и они возвращались в родительский дом уже взрослыми возмужавшими воинами, в совершенстве усвоив навыки военного дела, изучив неписаные законы воинской доблести и чести». Известно, что аталыком (воспитателем) крымского хана Салих-Гирея являлся кабардинский князь Исламбек Мисостов. В 1723 году дочь Исламбека вышла замуж за Салих-Гирея. Калга (царевич) Сафа-Гирей воспитывался в семье жанеевского князя Сибока Кансаукова. Известно, что черкесские отряды в составе крымских войск участвовали в походе на Дагестан и во взятии города Дербент. В этом походе темиргоевские князья Болотоковы так отличились своей храбростью, что крымский хан дал их роду право на черного хана (кара-хана). Это означало, что Болотоковы имели все права хана над народом везде, где он сам, белый хан, то есть повелитель Крыма, не управляет лично народом. Эвлия Челеби, турецкий путешественник, был в восторге от храбрости крымских воинов, но, увидев сражение крымцев с черкесами, крайне изумился тем, с какой легкостью расправляются адыги с татарами. Он написал о черкесах в своей книге: «Они вступают в бой как бешеные медведи». Татары избегали появляться в Черкесии в малом количестве и без особой нужды, и путешествовали из Крыма в Астрахань, огибая адыгские земли. Эмидио Дортелли д’Асколи писал о татарах: «Они также воздерживаются ходить в Черкесию, потому что там очень воинственный народ». Джованни Лукка отмечал: «Кроме войны, всецело их занимающей, они не знают другого занятия. В лесу один черкес обратит в бегство 20 татар». В средневековой истории Крыма черкесы фигурируют довольно часто. Есть основания полагать, что в восточной части Крыма имелись адыгские поселения. В Крыму существовало множество населенных пунктов и местностей, связанных с именем черкесов: село Черкес – в районе Евпатории, Черкес-эли – село на реке Альма, Черкес-тогай – село в районе Феодосии, селение Черкес-Кир, родник Черкес-Чокрак, долина Черкес-Хош, Черкес-Тере – балка в Гурзуфе, гора Черкес-Даг, крепость Черкес-Кермен, равнина Черкес-Тюз, река Кабарда. В Астрахани во времена Золотой Орды в 1361-1369 годах правил некий Хаджи-Черкес-хан. Он был свергнут, но в том же году вернул себе престол и правил до 1375 года. Астраханские ханы Ахкубек и Ямгурчи были женаты на черкешенках. Когда в 1550 году казаки захватили Астрахань, хан Ямгурчи вернул себе город при помощи черкесских воинов. Женой основателя Малой Ногайской Орды – Казыя, была дочь кабардинского князя Пшеапшоко Кайтукина, а женой сына Казыя – сестра князя Алегуки Шогенукова. Женами кумыкских шамхалов Чополау и Будая были кабардинки, также как и мать шамхала Султан-Махмуда. Калмыцкий тайша (князь) Аюка был женат на кабардинской княжне Абайхан. Другой калмыцкий правитель, Дондук-Омбо, женился на сестре кабардинского князя Мухаммеда Кургокина – Жан. НА РУСИ И В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Русский царь Иван Грозный был женат на кабардинке Гуашаней, дочери князя Темрюка Идарова. Старшая дочь Темрюка, Алтынчач, была замужем за астраханским царевичем Бекбулатом, имевшим права на престол и в Астрахани, и в Бахчисарае, а средняя дочь Малхуруб была женой сына хана Большой Ногайской Орды Тинехмата. Английский дипломат при дворе Ивана Грозного Джером Горсей писал: «Иоанн усилился не только завоеванием царств Казанского и Астраханского, не только пленением могучих государей и военачальников, но и его второй брак доставил ему непреодолимую силу черкесов – отважных воинов». В сентябре 1558 года адыгские отряды на стороне России воевали против Рижского архиепископа и магистра Ливонского ордена. Российский воевода А. Волынский в 1728 году сообщал царю Петру I из Кабарды: «Одно только могу похвалить, что все такие воины, каких в здешних странах не обретается, ибо, где татар или кумыков тысяча, тут черкесов довольно двух сот». Князь Потемкин сказал, увидев, как воюют адыги: «С 2000 черкесов не надо 12000 татар!». Фельдмаршал В. Долгоруков с фронтов русско-турецкой войны писал: «…ежели с нашей стороны выедут узденей (адыгских дворян) 100 человек, то противники больше боятся 100 человек узденей, нежели 500 человек казаков». С 1828 по 1882 год при российских императорах служил Кавказско-горский полуэскадрон из адыгских князей и дворян. Он выполнял охранные функции, составляя личный конвой императора. 102 года (1763-1865) шла Русско-Кавказская война. Российская армия, обладавшая самой сильной армией в Европе, лучшим оружием и неограниченным количеством солдат, целое столетие не могла сломить сопротивление немногочисленных черкесов, имевших недостаток в вооружении и продовольствии. Один английский журналист писал, что «привыкшая к легким победам в Азии, сумевшая остановить наполеоновскую армию, Россия не ожидала встретить значительное сопротивлеине со стороны малочисленных и разрозненных горских народов. Против них были брошены огромные силы из черноморских, линейных и донских казаков. Однако черкесы без особых уислий отразили этот натиск». «Происхождение адыге восходит ко временам самым отдаленным… Их рыцарские чувства, их нравы патриархальной чистоты, их поразительно прекрасные черты ставят их, бесспорно, на первый ряд свободных народов Кавказа» – писал академик Боденштедт. Автор книги «Проделки на Кавказе» Е. Хамар-Дабанов восхищается адыгами: «Воля ваша, я люблю их дикую честность! Возьмите черкеса, разберите его как человека – что это за семьянин! Как он набожен! Он не знает отступничества, несмотря на тяжкие обряды своей веры. Как он трезв, целомудрен, скромен в своих потребностях и желаниях, как верен в дружбе, как почтителен к духовенству, к старикам, к родителям! О храбрости и говорить нечего – она слишком известна. Как слепо он повинуется обрядам старины, заменяющим у них законы! Когда же дело общественное призывает его к ополчению, с какою готовностью покидает он все, забывает вражду, даже месть и кровомщение!». В. Потто писал: «Черкес весь был поэтическое создание войны и вместе с тем творец ее. И если справедливо, что по достоинству оружия можно безошибочно судить о военном достоинстве народа, – то всего справедливее это было по отношению к черкесам, потому что все восточные наездники стояли ниже закубанских горцев в храбрости, насколько и в вооружении. Самому курду, так славному на Востоке удальством, черкес не доверил бы даже почистить свою винтовку или шашку». Не только военными подвигами прославились адыги в России. Черкесские врачи лечили такие болезни, которые не могли вылечит лучшие русские доктора. Я. Абрамов писал: «Во время продолжительной Кавказской войны среди русских войск приобрели заслуженную известность горские лекари, замечательно искусно излечивавшие раны, нанесенные огнестрельным и холодным оружием. Особенность этого лечения составляло то обстоятельство, что горские лекари не производили хирургических операций, а довольствовались терапевтическими методами. Многие русские офицеры предпочитали лечиться у горских лекарей, а не у наших хирургов, и никогда не раскаивались в том. К глубочайшему сожалению, приемы лечения горских лекарей остались без научного обследования и, по-видимому, искусство горских лекарей погибло для науки». ЧЕРКЕСЫ И КАЗАКИ Казаки также произошли от черкесов. «В 1282 году Баскак Татарской Курского княжения, – писал историк И. Болтин, – призвал Черкес из Бештау или Пятигория, и населил ими слободы под названием Козаков. Разбои и грабежи, ими причиняемые, впоследствии произвели многие на них жалобы. Князь Курской по дозволению ханскому разорил их жилища, многих из них побил, а прочие разбежались Многолюдная их шайка, не обретя себе безопасности там, ушла в Киев к баскаку, который назначил им место к пребыванию, ниже по Днепру. Тут они построили себе городок и назвали его Черкасск, по рпичине, что большая часть из них была породою черкесы, которые прославились потом под именем Запорожских казаков». «Первые казаки, сброд из черкес горских, в княжении Курском в 14 столетии явились, где они слободу Черкасы построили, и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли, потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре построили». На сходство внешнего облика украинцев и черкесов обратил внимание А. Шафонский, автор конца XVIII века: «Нынешние горские черкесы по наружному виду лица, одеянию и по всем ухваткам, по сей день на малороссиян (украинцев), в низовьях Днепра живущих, и особливо на бывших запорожских казаков похожи, которые и вообще все малороссияне, исстари от великороссиян (русских) черкесами называются». Генерал А. Ригельман в XVIII веке также отмечал, что современные ему донские казаки единодушно заявляют, что произошли от черкесов. Есть ряд подтверждений того, что именно адыги назывались в средние века казаками. Эдмунд Спенсер пишет: «Вероятно, черкесы, которые на протяжении веков вели полувоенный, полубандитский образ жизни и бывшие одновременно телохранителями султанов Египта, Турции и крымских ханов, были известны окружающим народам под этим названием (kassack), которое давалось каждому народу, ведшему такой образ жизни». В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ «Черкесы гордятся благородством крови, а турок оказывает им великое уважение, называя их черкес-спага, что значит благородный, конный воин», – писал итальянский путешественник Эмидио Дортелли д’Асколи. История черкесской общины в Османской империи начинается с 1516 года, во времена правления султана Селима I Явуз (Грозного). Селим, преследуемый своим отцом, в молодости скрывался в Черкесии у князя Темрюка. После возвращения на родину и восхождения на престол, Селим на месте встречи с адыгским князем приказал построить крепость Темрюк. Оздемир-паша, адыгский полководец на службе у турецкого султана, в 1557 году завоевал для Османской империи Судан, Эфиопию и Йемен. Турецкий султан Сулейман Кануни (Великолепный) (1520-1566 годы) был женат на бесленеевке из рода Каноковых. Черкешенками также были: жена султана Ахмеда III (1703-1730 годы), жена султана Мустафы III (1757-1773 годы), султана Мустафы III, мать Селима III, жена Махмуда II (1808-1839 годы), мать султанов Абдул-Меджида (1839-1861 годы) и Абдул-Азиза (1876 год), жена Абдул-Меджида, мать султана Мурада V (1876 год), мать и жена султана Абдул-Хамида II (1876-1908 годы). Черкешенкой также была Гюльбехар, соперница матери султана Селима II – знаменитой Роксаланы. Сын и внуки Гюльбехар были убиты в Стамбуле за то, что их мать якобы общалась с Кабардой и Черкесией, где «снуют московиты». При своем дворе Селим II уничтожил всех черкесов за то, что к черкесам бежал его брат и соперник в борьбе за трон Баязид, которому, как и его русской жене, приписывали намерение «уйти к московитам». Султан Селим сделал это из опасения, что Баязид свергнет его с престола, опираясь на уже тогда влиятельную адыгскую общину Османской империи. Этот султан вообще опасался черкесов. Например, когда в 1579 году адыгские пираты разорили все турецкое побережье от Трабзона до Синопа, Селим II запретил выход всех турецких судов в море из-за опасения захвата их кавказцами. Адыги, начиная с XVI-го века, занимали ведущие государственные посты в Османской империи. К примеру, черкесами были капудан-паша Хусейн (главнокомандующий флотом), великий визирь Джезаирли-паша, губернатор Египта Хосрев-паша и т.д. Черкесы оказали огромное влияние на физический облик турок. Уже в период до изгнания адыгов с Кавказа, это влияние испытали все высшие слои османского общества во главе с султанским родом. К концу XIX века, как отмечает Магомет Ечерух, в Османской империи «не было почти более или менее богатой семьи, где бы матерью не считалась черкешенка. В то время каждый турок с гордостью заявлял, что он черкес, потому что настоящий турок отличался редкой тупостью и непонятливостью в сравнении с выходцами с Кавказа. Облагородив тип оттомана, горцы и черкесы внесли живую струю и в государственное управление. Кто не знае
|