Среда, 15.01.2025
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Гостевая книга [ Добавить запись ]

Страницы: « 1 2 ... 76 77 78 79 80 ... 227 228 »
Показано 1156-1170 из 3416 сообщений
2261. Из русско-адыгейского словаря   (09.06.2002 00:10)
0  
Электрик-пассатыжь,
Автобус до Краснодара-Вахт аул едшь
Много-дохуа
любовница-трахчо бабх
Ветеран труда-ныхуасэбэстажжь
Молодец-ныхуасэдаежь
английская река-Темзепс,
американская река-Миссипс,
еврей-пархат,
театр-мхат

2260.   (08.06.2002 22:26)
0  
Dina ,
а что не ерунда?

2259. Dina   (08.06.2002 21:22)
0  
Граждане, вот вы ерундой страдаете.....

2258.   (08.06.2002 18:33)
0  
О свободе слова в КБР
   В доме журналистов в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная состоянию свободы слова в Кабардино-Балкарии.
    Встречу открыл секретарь Союза журналистов РФ Павел Гутионов. Главный редактор газеты "Адыгэ Хэку" Валерий Хатажуков сообщил, что после выборов президента КБР газета практически перестала выходить в связи с отказом в аренде помещения, уходом сотрудников и постоянных авторов в связи с угрозами в их адрес, препятствиями в печатании и распространении. Валерий Хатажуков назвал все судебные иски, выдвинутые против "Адыгэ Хэку", юридически несостоятельными и направленными на нейтрализацию газеты.
    Бывший редактор ГТРК "Каббалктелерадио" Сулиета Кусова отметила, что в республике практически нет независимых СМИ, информация, предлагаемая населению государственными источниками, строго дозирована, носит тендециозный, угодный властям характер. Передачи на республиканском телевидении и радио, публикации в газетах направлены на восхваление существующего режима и оправдание бездеятельности власти в социально-экономической сфере, борьбе с преступностью и коррупцией.
    Главный редактор издающейся в Прохладном газеты "Городок" Владимир Подчищаев рассказал, что его издание пыталось способствовать проведению демократических выборов, предоставляло слово оппозиционным кандидатам: "Районный суд приостановил по представлению прокуратуры выпуск нашей газеты якобы в связи с неправильной регистрацией, хотя у регистрирующего органа к нам претензий не было. В феврале суд вынужден был принять решение о возобновлении выпуска газеты. Мы постоянно ощущаем давление правоохранительных и фискальных органов, а официальные органы отказываются предоставлять нам информацию.
© www.GazetaYuga.ru

2257.   (08.06.2002 14:49)
0  
"Забытый батальон.."
и слава Богу.

2256.   (08.06.2002 02:01)
0  
American historian,
почему Югославию бомбили

2255.   (08.06.2002 02:00)
0  
American historian,
почему индейцев истрибили?

2254.   (08.06.2002 01:42)
0  
American history,
почему вы негров обижаете?

2253.   (08.06.2002 00:24)
0  
American historian ,
а почему англичане уехали в америку и создали США?

2252. American historian   (07.06.2002 20:33)
0  
Bislan!
Thank you for information, but..
Ya ne bil v Kavkaze poetomu nechego ne mogu govorit o vashix avulax. A pro Memlukov; mi zdes izuchaem chto Memlyukov-eto Turetskiy Sultanat. Tyurksko-Kipchakskie plemeni sozdali etu gosudarstvu, i inochtojzili to jze tak jze Turki-(Osmanskie.) Turki vsegda tak delayut, sam sozdayut, sam unichtajzayut. U nas, ya ne chital chto Memlyukov eto Adigskaya gosudartsva. i kakoy svyaz mojzet bit mejzdu geografii Egypt i Kavkaz? Pochemu takoe bolshoe Adigskaya nasilenie uyexal v Egypt(Africa) chto bi sozdat gosudarstva? Pochemu ne v Kavkaze???

2251. Инал   (07.06.2002 19:48)
0  
Странно, обычно подобные вещи шлют по всем гостевым сразу, а тут больше нигде ничего подобного нет из того, что я смотрел.

2250.   (07.06.2002 19:40)
0  
ну, да кучи, еврейской пропоганды тут и не хватало.

2249. МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр   (07.06.2002 19:28)
0  
/1:9-14/ Адонияhу зарезал много скота и созвал своих сторонников на пир. Пророк Натан советует Бат-Шэве пойти к Давиду.

Стих 9 говорит, что Адонияhу зарезал мелкого и крупного скота (не ясно, собирался ли он приносить жертву, или просто так зарезал). Не очень понятно, что означает слово, сказанное при перечислении животных - "мери": то ли это вообще обозначает тучных откормленных животных, то ли это некое животное крупнее коровы, может быть нечто, близкое к буйволу. Все это происходило в месте, которое называлось "эвэн hазохэлэт" - "Ползущий камень". Почему это место так называется, нам неизвестно. Есть такая версия, что был очень тяжелый камень, и юноши состязались в силе, кто сможет его подвинуть. Находилось это возле "эйн рогель", который по мнению специалистов расположен на южной окраине Старого города Йерусалима. И Адонияhу позвал всех своих братьев, сыновей царя, и всех мужей Йеhуды, подданных царя. Когда так сказано - "всех", то не нужно понимать, что это означает буквально всех. Он не позвал и одного из братьев, и из людей Йеhуды - тоже не всех. Однако, многие очень важные и влиятельные люди пошли за ним. Сказано, что пророка Натана, и Бнайаhу и героев и брата своего Шломо он не позвал. Можно понять, почему он не позвал Шломо, поскольку он как раз тот, кому предстоит царствовать.

Дальше (1:11)говорится о том, что пророк Натан сказал Бат-Шэве, матери Шломо: "Ты слышала, что воцарился Адонияhу, сын Хаггит, а господин наш Давид не знал про это". Откуда Натан знает, что Давид не знал? Возможно, поскольку он был близок к дому Давида, то у него была уверенность в том, что если бы Давид знал, то он бы отреагировал на это. Может быть и так, что Натан знал об этом пророчески. И дальше Натан говорит Бат-Шэве: "А теперь иди-ка, я дам тебе совет, как тебе спасти себя и сына твоего Шломо". Что имеет в виду Натан под спасением? Имеет ли он в виду выхватить присвоенную Адонияhу царскую власть или он имеет в виду, что если Адонияhу станет царем, то он просто из осторожности должен будет убить Шломо (Шломо в это время было 12 лет) и его мать, чтобы не было претендентов на престол; или, возможно, что он имеет в виду и то и другое? Далее Натан говорит: "Иди, войди к царю Давиду и скажи ему: "Ты, господин мой царь, поклялся твоей рабыне, сказав, что Шломо, сын твой, будет царствовать после меня; и он будет сидеть на моем престоле, и почему же воцарился Адонияhу?""

Ответ на вопрос: . - Стать царем при живом царе возможно в том случае, если живой царь захочет претендента посадить на престол (и именно так потом произойдет со Шломо). Можно ли стать царем, не будучи помазанным? На этот вопрос следует ответить положительно. Галаха по этому вопросу такая, что сын помазанного царя не нуждается в помазании. В тех же случаях, когда все-таки это помазание происходит, нужно давать особое объяснение.

Продолжая разговор с Бат-Шэвой, Натан говорит: "И вот, ты еще будешь говорить там с царем, а я пойду вслед за тобой, и дополню твои слова". По поводу этого плана мудрецы в йерусалимском Талмуде обсуждают, нет ли тут какого-то упрека или интриги? А именно, вот войдет пророк Натан и скажет, что есть сговор, что есть люди, которые пошли с Адонияhу и кричали: "Да здравствует Адонияhу!", но в галахе такие слова должны квалифицироваться, как "лешон-hара" - "злоязычие". Можно ли такие действия Натана считать злоязычаем? И в йерусалимском Талмуде говорится, что разрешается злоязычие на тех, кто раздувает ссору. И берут они это как раз из этого нашего места. То есть, пророк Натан считает правильным так поступить, пойти и сказать, и сказать правду, а вовсе не выдумку. Правда, мы знаем, что злоязычие не обязательно ложь, и даже для такого случая, когда сообщается правда, имеются очень строгие законы. Правило о том, что разрешается сообщать о тех людях, которые раздувают ссору, конечно, очень хорошее, но как определить критерий: где кончается человек, который раздувает ссору, и начинается человек, с которым я, например, хочу поссориться. Этой "практической" инструкции здесь явно нехватает, потому что человек, который говорит, что он ненавидит тех, кто ссорится, почему же он не может по-хорошему согласиться, и не ссориться? Это - проблема. Это похоже на выражение: "Мир полон людей, которые ненавидят друг друга! Если бы вы знали, как я их ненавижу!"



/1:15-21/ Прийдя к царю, Бат Шэва напоминает Давиду о его клятве передать Шломо царство после него. Она рассказывает о пире, устроенном Адонияhу, и о своих опасениях по поводу его воцарения.

стих 15 говорит: "Бат-Шэва пошла к царю в комнату (царь находился в спальне). А царь очень стар и Авишаг Шунамит прислуживает царю". Мы видели, что в первом стихе говорилось уже, что царь - стар, но здесь говорится, что он "очень стар". Возможно, что Авишаг лежит в объятиях царя и согревает его, потому что в этом состоит ее основная служба. Бат-Шэва же входит в спальню на правах жены. Комментаторы считают, что Давид уже очень стар и никто из жен к нему не входит. Возможно, что у Бат-Шэвы есть право входить к царю. Трудно сказать, насколько приятно Бат-Шэве заставать Давида в обществе прислужницы. У одного из поздних комментаторов встречается такая мысль, что может быть, когда позже, после смерти Давида, Бат-Шэва придет передавать Шломо просьбу Адонияhу дать ему в жены Авишаг, которую Бат-Шэва поддерживает, то возможно, что у нее есть какая-то доля женской ревности - отдать ее и свести счеты с соперницей. Правда, это только одиночное мнение.

Ответ на вопрос: . - Мы знаем, что Давиду всего 70 лет и он не так уж и стар. Знаем также, что эти 70 лет жизни подарил ему Адам. Почему Сам Господь не мог подарить Давиду годы жизни? На этот вопрос ответить трудно. У нас много есть в истории не совсем обычных событий, например, можно спросить, почему Авраам, которому было предназначено породить великий народ, должен был родить сына в 100 лет от принципиально бесплодной жены? Все это нужно было для того, чтобы показать, что у потомства Авраама нет возможности естественного существования. Что касается вины Давида перед Урия, то надо сказать, что в мидрашах есть самые разные повороты по этому поводу. Например, есть мидраш, где Урия является явлением того самого змея, а Давид является новой интерпретацией Адама, а Бат-Шэва - это Хава. И разыгрывается вся та же "триугольная схема". Все это связано с тем, что не так легко дойти до выполнения задачи "сделать человека". Это совершается не в один акт, и поэтому Давиду было выделено жить именно столько. Он как бы получил подарок от Адама, потому что, когда по мидрашу перед Адамом прошел парад душ всех его потомков, он не увидел ни одной души, кроме души Давида, которая была бы способна выполнить задачу, с которой он, Адам, не справился. Вопрос о том, почему так нужно, - очень трудный. Таков "сценарий".

Ответ на вопрос: . - Мы уже говорили о том, что Хаггит была в статусе прислужницы царя, и хотя она и не была женой Давида, она была запрещена обычному человеку, не царю, как и всякий личный предмет обихода царя. Другой вопрос: как это Давиду разрешили уединяться с незамужней женщиной? Мы знаем, что мудрецы в Талмуде относятся к этому с необычайной суровостью. Имеется такая знаменитая история про то, как юноша воспылал страстью к незамужней девушке, и он заболел от этой страсти. Он хотел, чтобы эта девушка вступила с ним в связь. Доктора просили мудрецов разрешить ему это для спасения его жизни, но мудрецы отказались. После этого требования ослабевали: пускай она придет только поговорить с ним, или пускай она за перегородкой постоит рядом с ним, но даже этого мудрецы не разрешили! Здесь отличие состоит в том, что Давид не пылал к ней никакой страстью и поэтому, если такой вопрос и стоял перед Санhедрином, то мудрецы, сочли возможным разрешить ей быть наедине с Давидом, чтобы согревать его, хотя галахой это и запрещено.

Войдя к царю, Бат-Шэва поклонилась ему; и простерлась перед царем, как положено. Есть совершенно стандартная процедура, как надо, приветствуя царя, простираться перед ним, вытягивая руки и ноги. Вероятно, такой жест был совершенно необходимым выражением того, что человек полностью подчиняется власти царя. Бунт же в Танахе выражается образом поднятой руки; такой жест является символом восстания, непокорности. Можно проследить, каким образом с течением времени меняется смысл жестов, и та же "поднятая рука" становится жестом приветствия.

Итак, войдя к Царю и поклонившись, Бат-Шэва проговаривает те слова, которые ей сказал пророк Натан, несколько их изменяя. Она была женщиной, безусловно, довольно умной и то, что Натан предлагал ей говорить в чуть более вопросительном стиле, она говорит совершенно определенно. Она сказала: "Господин мой, ты поклялся Всевышним, Богом твоим, твоей рабыне, что Шломо, сын твой, будет царствовать после меня (она здесь цитирует, переходя на прямую речь) и он будет сидеть на моем престоле. А теперь, вот, Адонияhу воцарился, а ты, господин мой царь, не знал. И зарезал он (Адонияhу) быков, и буйволов, и овец во множестве; и пригласил всех сыновей царя; и Эвйатара, коhена; и Йоава, военачальника; а Шломо, раба твоего, он не позвал". Бат-Шэва называет не всех лиц, приглашенных Адонияhу. То, что она называет этих двух: Эвйатара и Йоава, наверное, она делает потому, что хорошо понимает, что царь на каждого из них зол, особенно на Йоава. Против тех же, кто перекинулся на сторону Адонияhу, но не был противен царю, она пока не хочет разжигать его враждебные чувства. Она хочет подчеркнуть, перечисляя множество ("ларов") зарезанных Адонияhу животных, что Адонияhу устроил грандиозный пир в то время, когда отец его, Давид, лежит при смерти (во всяком случае, он тяжело болен). Царский сын вообще не имеет права устраивать никакого массового мероприятия, не спросив разрешения у отца, поэтому это уже само по себе бунт.

И дальше Бат-Шэва говорит: "И ты, господин мой царь, глаза всего Израиля обращены на тебя, чтобы ты сообщил им, кто будет сидеть на престоле господина моего царя после него. И будет, после того, как ляжет господин мой царь со своими отцами, то будем я и мой сын Шломо - виноваты". Имеются разные объяснения того, что же она имела в виду. Есть такое любопытное объяснение, что она пользуется "лашон некия" - "эвфемизмом", то есть, она хочет сказать, что ты, царь, будешь во всем виноват, но царю так не говорят, и поэтому она и говорит: "Мы будем виноваты". Есть такое объяснение, что слово "хатаим" не обязательно имеет отношение к греховности (хотя "хэт" - это, конечно, "грех"), а оно обозначает вообще всякую промашку, и тогда простой смысл этой фразы можно было бы понять так: "Ты ляжешь с отцами, а Адонияhу станет царем, и мы с сыном останемся с пустыми руками, ни с чем". В слове "хатаим" может содержаться и такой смысл, что они останутся в опасном положении, и Адонияhу скорее всего их убьет, объявив их преступниками, подлежащими наказанию.



/1:22/ Обращение к Давиду пророка Натана.

В стихе 22 говорится, что когда Бат-Шэва еще говорила с царем, пришел пророк Натан (то есть, доложили о его приходе). И сообщили царю: вот, пророк Натан. И тот вошел, вероятно, по повелению Давида, приказавшему его впустить немедленно, и простерся перед царем лицом до земли. Здесь, может быть, есть намек на некоторое отличие от Бат-Шэвы, потому что про нее не было сказано, что она простерлась лицом к земле. И Натан обращается к царю и говорит в неком утвердительно-вопросительном смысле. Сказал Натан: "Господин мой царь! Ты сказал: "Адонияhу будет царствовать после меня, и он будет сидеть на моем престоле?" Иначе я не могу понять того, что происходит, потому что он спустился сегодня и зарезал быков, буйволов и овец во множестве; и позвал всех сыновей царя; и военачальников; и Эвйатара, коhена. И они едят и пьют перед ним, и сказали: "Да здравствует царь Адонияhу!" А меня, как я - твой раб; и Цадока, коhена; и Бенойаhу, сына Йеhойады; и Шломо, раба твоего, - он не позвал". И тут мудрецы предъявляют Натану некоторую претензию, что Натан говорит не только в интересах дела, но получается, что он немного задет тем, что его не позвали в это избранное общество. Этот упрек представляется не совсем справедливым, потому что Натан был вечным пророком у Давида и был ему предан всей душой. Однако у мудрецов есть к их претензии некоторое основание, потому что Натан здесь называет себя перед Цадоком, а по галахе Первосвященник предшествует пророку: царь, за ним - Первосвященник, за ним - пророк. И мы увидим это из того, как будет происходить помазание Шломо.

Ответ на вопрос: . - Что касается Первосвященника, то здесь наблюдается некий переходный период: кончается Первосвященство потомков Эли и возвращается Первосвященство к потомкам Пинхаса. Эвйатар как бы был Первосвященником во все тяжелые времена, когда еще Давид бегал от преследований Шауля и т.д., но к концу книги Шмуэля мы видим, что Эвйатар опустился со воего уровня, и уже не годится для выполнения своих обязанностей, и Давид фактически сменил его, поставив на его место Цадока. Шломо это сделает уже окончательно. Так что карьера Эвйатара закончена, тем более, что он сделал ставку на Адонияhу.

Ответ на вопрос: . Боялся ли Натан? - Естественно, что когда назревает дворцовый переворот, каждый идет на риск. Пророки же обычно за свою жизнь боятся меньше, чем люди обыкновенные, но тем не менее они тоже могут бояться. Мы знаем, что Шмуэль боялся идти помазывать Давида, и говорил, что Шауль услышит об этом и его убьет. Здесь же вряд ли стоит пророку бояться, потому что новый царь обычно уничтожает претендентов на престол, а пророк не претендует на престол.

Далее Натан говорит (1:27): "От господина ли моего царя исходит это дело, и ты не сообщил твоему рабу, кто будет сидеть на престоле господина моего царя после него?" Натан задет серьезный вопрос. Интересно, что Натан не упоминает здесь о том пророчестве, которое именно он лично Давиду передал перед рождением Шломо, что Шломо будет царствовать после Давида. Почему же Натан сказал Бат-Шэве напомнить о клятве, а сам о ней не упомянул? Натан, правда, не присутствовал при этой клятве; она была дана с глазу на глаз, но он либо слышал о ней, либо знал пророчески, и вообще все знали об этой клятве. Мы помним, почему Давид дал такую клятву. Бат-Шэва отказывалась с ним жить и говорила, что, как умер первый их сын, так будет и со следующим; и даже если он выживет, то его будут братья ненавидеть и все равно ничего хорошего не будет. И тогда Давид и поклялся, что следующий сын, которого она родит, будет царствовать после него. Натан передал Давиду пророчество Всевышнего относительно Шломо, и Натан дал ему имя - Шломо. А здесь он совершенно не напоминает Давиду о том, что Бог решил, кто будет царствовать, а спрашивает Давида, не перерешил ли он? Очевидно, Натан оставляет это последнее испытание Давиду. Есть такое интересное понимание слова "хасид", которое относится к Псалмам, где Давид назывется хасидом. Обычно мы говорим, что хасид - это человек, который превосходит цадика тем, что он уступает что-то от своего. Есть другое определение, что хасид - это человек, который не отказывается от своих обещаний. И Натан хочет, чтобы Давид все решил без давления. Мудрецы говорят, что же тут сомневаться, поскольку Всевышний уже сказал, что Шломо будет царствовать. Но он говорит, что никогда нельзя полагаться на обещания Всевышнего. Еще много воды утечет от этого обещания до помазания Шломо.

2248. МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр   (07.06.2002 19:27)
0  
/1:5-8/ Поведение Адонияhу, сына Давида, и его претензии на царствование. Перечисление его сторонников и противников.

Стих 5 переносит нас в другую плоскость отношений. Он говорит, что Адонийа (Адонияhу), сын Хаггит, возносится, и говорит: "Я буду царствовать". И он сделал себе колесницу и завел себе всадников - "парашим", правда, это слово "парашим" иногда обозначает просто лошадей, которых запрягают в колесницу; и еще 50 человек, которые бегут перед ним. Почему-то традиция передает, что у этих 50 человек была вырезана селезенка и отрезаны большие пальцы ног. Бегут они перед царем, возможно, для того, чтобы кричать: "Разойдись, поберегись!" Адонияhу был сыном Давида, который родился в Хевроне, еще до того, как Давид стал царем над всем Израилем. О его матери Хаггит ничего не известно, возможно, что она была дочерью какого-то хевронского вельможи. Некоторые комментаторы отмечают такую простую вещь, что уже в том, что здесь написано, содержится ясное указание на то, что Адонияhу не годится быть царем, независимо от всех дальнейших событий, потому что в книге Дварим, когда описываются обязанности царя, говорится: "Чтобы не возгордилось его сердце над братьями". Поскольку Адонийа ведет себя заносчиво, то это указывает на то, что он не годится быть царем.

Ответ на вопрос: . - Цифра 50, действительно, здесь не случайна, потому что воинские подразделения имели какую-то заданную численность еще со времен нахождения евреев в пустыне: были стоначальники и т.д. Если бы перед царем бежало 10 человек, то - это маленькая кучка, а если 100, то - это уже слишком много, а 50 человек - это как раз достаточно, что-то вроде роты. То, что не сказано, сколько было всадников, возможно, оправдывает тот комментарий, который говорит, что "парашим" обозначает не всадников, а лошадей, которые запрягаются в колесницу.

В стихе 6 говорится: "Не огорчал его (Адонияhу) отец никогда в жизни вопросом: "Почему ты так делаешь?" И к тому же Адонияhу был хорош собой очень; и он был рожден после Авшалома". Возникает такое впечатление и у нас и у мудрецов Талмуда, что Авшалом тоже был сыном Хаггит. Однако, для эпохи, когда это писалось, это могло выглядеть совсем не так. Когда сказано: "его мать родила его", то получается некоторая избыточность, потому что родившая его тем

самым уже и является его матерью. Поэтому слова "родила его" не требуют уточнения, кто его родил, так как каждого родила его родная мать. И совсем не обязательно, чтобы была одна и та же мать у него и у Авшалома. Мы знаем, что у Авшалома была совсем другая мать - Маха, дочь кшурского царя, которая была красавица-пленница. То, что из текста можно было бы понять, что у Адонияhу с Авшаломом была общая мать, дает основание мудрецам видеть намек на то, что они - как от одной мамы, то есть, что у них одни и те же замашки: великолепие, величие, стремление к захвату власти.

То, что сказано, что Адонийа родился после Авшалома, имеет простой функциональный смысл. Дело в том, что все, кто был старше его из сыновей Давида, уже так или иначе "вышли из игры": самый старший - Амнон был убит Авшаломом; Даниэль, по-видимому, умер; Авшалом убит. Теперь Адонийа остался самым старшим, и у него как-будто есть основания претендовать на царство, несмотря на то, что в нашей традиции нет такого, что царство переходит к самому страшему сыну. Давид, как мы знаем, был самым младшим из братьев. При этом, даже если исходить из того, что старший сын царя имеет какие-то преимущества в претензиях на царствование, то здесь можно привести аналогию с тем, что было с коhенами. Когда только Левиты были выделены вместо первенцев в пустыне, и Моше было приказано помазать в коhены Аарона и его сыновей, то коhенство получили: Аарон, все его сыновья, и те дети сыновей, которые родятся после этого помазания. И тем самым Пинхас оказался внуком Аарона, который не стал коhеном. Он только в последствии в награду за личную доблесть получает коhенство. И в этом смысле, хотя Давид и был помазан на царство самим Шмуэлем (книга Шмуэль-алеф), но это было еще не полное помазание, и он не был фактически царем. Даже, будучи царем в Хевроне, Давид был царем только над одним коленом Йеhуды. Он не был принят пока народом, что не делает царя еще по-настоящему царем. Принятие всем народом является обязательным требованием для того, чтобы царь стал настоящим царем в Израиле. А поскольку Адонийа был рожден в Хевроне до того, как Давид стал царем, то у него и не могло быть наследственных прав на царство.

В стихе 7 говорится: "И был его сговор с Йоавом, сыном Цруя, и с Эвйатаром, коhеном; и они поддерживали Адонияhу. Почему его поддерживал Йоав? Как мы видели, йоав был не таки уж простым человеком. С одной стороны, совершенно очевидно, что Йоав, хорошо знавший и чувствующий Давида, понимал, что Давид никогда ему не простит убийства двух выдающихся военачальников - Авнера и Амоса и убийство Авшалома. Поэтому, у Йоава был очень прямой политический интерес поддержать Адонияhу, чтобы тот потом стал его защитником и т.д. Однако, вполне может быть и так, что так же, как когда Йоав требовал от Давида вернуть из изгнания Авшалома, он и теперь делал это вовсе не из каких-то корыстных соображений, а просто потому, что ему нравился Адонияhу, и может быть, что Йоав считал Адонияhу самым подходящим из всех сыновей Давида для царствования. Что же касается Эвйатара, то можно вспомнить, что он отпрыск коhенского рода Эли, которому было предсказано, что они навеки лишатся своего Первосвященства по тому тяжелому пророчеству, которое Шмуэль пересказывал Эли (в начале книги Шмуэль). Он был уже давно отстранен Давидом от Первосвященства; и в Мишкане, где находится временный жертвенник, фактически обязанности Первосвященника уже исполняет Цадок, потомок Пинхаса.

Дальше говорится, что все близкие Давиду влиятельные люди: Цадок - фактически Первосвященник; и Бенайаhу сын Йеhойады, который тоже был коhеном, про которого мы много читали в конце книги Шмуэля, и который был и коhен и очень важный военачальник; и пророк Натан; и Шими (не известно, кто имеется в виду); и Рэйи, который, возможно, тот самый Хушай, друг Давида, которого он посылал подорвать совет Ахитофеля; и герои (то ли имеются в виду те 30 героев, которые перечислены под конец книги Шмуэля, то ли - это "клети и плети", которыми командовал Найаhу), - все они не были с Адонияhу.



/1:9-14/ Адонияhу зарезал много скота и созвал своих сторонников на пир. Пророк Натан советует Бат-Шэве пойти к Давиду.

Стих 9 говорит, что Адонияhу зарезал мелкого и крупного скота (не ясно, собирался ли он приносить жертву, или просто так зарезал). Не очень понятно, что означает слово, сказанное при перечислении животных - "мери": то ли это вообще обозначает тучных откормленных животных, то ли это некое животное крупнее коровы, может быть нечто, близкое к буйволу. Все это происходило в месте, которое называлось "эвэн hазохэлэт" - "Ползущий камень". Почему это место так называется, нам неизвестно. Есть такая версия, что был очень тяжелый камень, и юноши состязались в силе, кто сможет его подвинуть. Находилось это возле "эйн рогель", который по мнению специалистов расположен на южной окраине Старого города Йерусалима. И Адонияhу позвал всех своих братьев, сыновей царя, и всех мужей Йеhуды, подданных царя. Когда так сказано - "всех", то не нужно понимать, что это означает буквально всех. Он не позвал и одного из братьев, и из людей Йеhуды - тоже не всех. Однако, многие очень важные и влиятельные люди пошли за ним. Сказано, что пророка Натана, и Бнайаhу и героев и брата своего Шломо он не позвал. Можно понять, почему он не позвал Шломо, поскольку он как раз тот, кому предстоит царствовать.

Дальше (1:11)говорится о том, что пророк Натан сказал Бат-Шэве, матери Шломо: "Ты слышала, что воцарился Адонияhу, сын Хаггит, а господин наш Давид не знал про это". Откуда Натан знает, что Давид не знал? Возможно, поскольку он был близок к дому Давида, то у него была уверенность в том, что если бы Давид знал, то он бы отреагировал на это. Может быть и так, что Натан знал об этом пророчески. И дальше Натан говорит Бат-Шэве: "А теперь иди-ка, я дам тебе совет, как тебе спасти себя и сына твоего Шломо". Что имеет в виду Натан под спасением? Имеет ли он в виду выхватить присвоенную Адонияhу царскую власть или он имеет в виду, что если Адонияhу станет царем, то он просто из осторожности должен будет убить Шломо (Шломо в это время было 12 лет) и его мать, чтобы не было претендентов на престол; или, возможно, что он имеет в виду и то и другое? Далее Натан говорит: "Иди, войди к царю Давиду и скажи ему: "Ты, господин мой царь, поклялся твоей рабыне, сказав, что Шломо, сын твой, будет царствовать после меня; и он будет сидеть на моем престоле, и почему же воцарился Адонияhу?""

Ответ на вопрос: . - Стать царем при живом царе возможно в том случае, если живой царь захочет претендента посадить на престол (и именно так потом произойдет со Шломо). Можно ли стать царем, не будучи помазанным? На этот вопрос следует ответить положительно. Галаха по этому вопросу такая, что сын помазанного царя не нуждается в помазании. В тех же случаях, когда все-таки это помазание происходит, нужно давать особое объяснение.

Продолжая разговор с Бат-Шэвой, Натан говорит: "И вот, ты еще будешь говорить там с царем, а я пойду вслед за тобой, и дополню твои слова". По поводу этого плана мудрецы в йерусалимском Талмуде обсуждают, нет ли тут какого-то упрека или интриги? А именно, вот войдет пророк Натан и скажет, что есть сговор, что есть люди, которые пошли с Адонияhу и кричали: "Да здравствует Адонияhу!", но в галахе такие слова должны квалифицироваться, как "лешон-hара" - "злоязычие". Можно ли такие действия Натана считать злоязычаем? И в йерусалимском Талмуде говорится, что разрешается злоязычие на тех, кто раздувает ссору. И берут они это как раз из этого нашего места. То есть, пророк Натан считает правильным так поступить, пойти и сказать, и сказать правду, а вовсе не выдумку. Правда, мы знаем, что злоязычие не обязательно ложь, и даже для такого случая, когда сообщается правда, имеются очень строгие законы. Правило о том, что разрешается сообщать о тех людях, которые раздувают ссору, конечно, очень хорошее, но как определить критерий: где кончается человек, который раздувает ссору, и начинается человек, с которым я, например, хочу поссориться. Этой "практической" инструкции здесь явно нехватает, потому что человек, который говорит, что он ненавидит тех, кто ссорится, почему же он не может по-хорошему согласиться, и не ссориться? Это - проблема. Это похоже на выражение: "Мир полон людей, которые ненавидят друг друга! Если бы вы знали, как я их ненавижу!"



/1:15-21/ Прийдя к царю, Бат Шэва напоминает Давиду о его клятве передать Шломо царство после него. Она рассказывает о пире, устроенном Адонияhу, и о своих опасениях по поводу его воцарения.

стих 15 говорит: "Бат-Шэва пошла к царю в комнату (царь находился в спальне). А царь очень стар и Авишаг Шунамит прислуживает царю". Мы видели, что в первом стихе говорилось уже, что царь - стар, но здесь говорится, что он "очень стар". Возможно, что Авишаг лежит в объятиях царя и согревает его, потому что в этом состоит ее основная служба. Бат-Шэва же входит в спальню на правах жены. Комментаторы считают, что Давид уже очень стар и никто из жен к нему не входит. Возможно, что у Бат-Шэвы есть право входить к царю. Трудно сказать, насколько приятно Бат-Шэве заставать Давида в обществе прислужницы. У одного из поздних комментаторов встречается такая мысль, что может быть, когда позже, после смерти Давида, Бат-Шэва придет передавать Шломо просьбу Адонияhу дать ему в жены Авишаг, которую Бат-Шэва поддерживает, то возможно, что у нее есть какая-то доля женской ревности - отдать ее и свести счеты с соперницей. Правда, это только одиночное мнение.

Ответ на вопрос: . - Мы знаем, что Давиду всего 70 лет и он не так уж и стар. Знаем также, что эти 70 лет жизни подарил ему Адам. Почему Сам Господь не мог подарить Давиду годы жизни? На этот вопрос ответить трудно. У нас много есть в истории не совсем обычных событий, например, можно спросить, почему Авраам, которому было предназначено породить великий народ, должен был родить сына в 100 лет от принципиально бесплодной жены? Все это нужно было для того, чтобы показать, что у потомства Авраама нет возможности естественного существования. Что касается вины Давида перед Урия, то надо сказать, что в мидрашах есть самые разные повороты по этому поводу. Например, есть мидраш, где Урия является явлением того самого змея, а Давид является новой интерпретацией Адама, а Бат-Шэва - это Хава. И разыгрывается вся та же "триугольная схема". Все это связано с тем, что не так легко дойти до выполнения задачи "сделать человека". Это совершается не в один акт, и поэтому Давиду было выделено жить именно столько. Он как бы получил подарок от Адама, потому что, когда по мидрашу перед Адамом прошел парад душ всех его потомков, он не увидел ни одной души, кроме души Давида, которая была бы способна выполнить задачу, с которой он, Адам, не справился. Вопрос о том, почему так нужно, - очень трудный. Таков "сценарий".

Ответ на вопрос: . - Мы уже говорили о том, что Хаггит была в статусе прислужницы царя, и хотя она и не была женой Давида, она была запрещена обычному человеку, не царю, как и всякий личный предмет обихода царя. Другой вопрос: как это Давиду разрешили уединяться с незамужней женщиной? Мы знаем, что мудрецы в Талмуде относятся к этому с необычайной суровостью. Имеется такая знаменитая история про то, как юноша воспылал страстью к незамужней девушке, и он заболел от этой страсти. Он хотел, чтобы эта девушка вступила с ним в связь. Доктора просили мудрецов разрешить ему это для спасения его жизни, но мудрецы отказались. После этого требования ослабевали: пускай она придет только поговорить с ним, или пускай она за перегородкой постоит рядом с ним, но даже этого мудрецы не разрешили! Здесь отличие состоит в том, что Давид не пылал к ней никакой страстью и поэтому, если такой вопрос и стоял перед Санhедрином, то мудрецы, сочли возможным разрешить ей быть наедине с Давидом, чтобы согревать его, хотя галахой это и запрещено.

Войдя к царю, Бат-Шэва поклонилась ему; и простерлась перед царем, как положено. Есть совершенно стандартная процедура, как надо, приветствуя царя, простираться перед ним, вытягивая руки и ноги. Вероятно, такой жест был совершенно необходимым выражением того, что человек полностью подчиняется власти царя. Бунт же в Танахе выражается образом поднятой руки; такой жест является символом восстания, непокорности. Можно проследить, каким образом с течением времени меняется смысл жестов, и та же "поднятая рука" становится жестом приветствия.

Итак, войдя к Царю и поклонившись, Бат-Шэва проговаривает те слова, которые ей сказал пророк Натан, несколько их изменяя. Она была женщиной, безусловно, довольно умной и то, что Натан предлагал ей говорить в чуть более вопросительном стиле, она говорит совершенно определенно. Она сказала: "Господин мой, ты поклялся Всевышним, Богом твоим, твоей рабыне, что Шломо, сын твой, будет царствовать после меня (она здесь цитирует, переходя на прямую речь) и он будет сидеть на моем престоле. А теперь, вот, Адонияhу воцарился, а ты, господин мой царь, не знал. И зарезал он (Адонияhу) быков, и буйволов, и овец во множестве; и пригласил всех сыновей царя; и Эвйатара, коhена; и Йоава, военачальника; а Шломо, раба твоего, он не позвал". Бат-Шэва называет не всех лиц, приглашенных Адонияhу. То, что она называет этих двух: Эвйатара и Йоава, наверное, она делает потому, что хорошо понимает, что царь на каждого из них зол, особенно на Йоава. Против тех же, кто перекинулся на сторону Адонияhу, но не был противен царю, она пока не хочет разжигать его враждебные чувства. Она хочет подчеркнуть, перечисляя множество ("ларов") зарезанных Адонияhу животных, что Адонияhу устроил грандиозный пир в то время, когда отец его, Давид, лежит при смерти (во всяком случае, он тяжело болен). Царский сын вообще не имеет права устраивать никакого массового мероприятия, не спросив разрешения у отца, поэтому это уже само по себе бунт.

И дальше Бат-Шэва говорит: "И ты, господин мой царь, глаза всего Израиля обращены на тебя, чтобы ты сообщил им, кто будет сидеть на престоле господина моего царя после него. И будет, после того, как ляжет господин мой царь со своими отцами, то будем я и мой сын Шломо - виноваты". Имеются разные объяснения того, что же она имела в виду. Есть такое любопытное объяснение, что она пользуется "лашон некия" - "эвфемизмом", то есть, она хочет сказать, что ты, царь, будешь во всем виноват, но царю так не говорят, и поэтому она и говорит: "Мы будем виноваты". Есть такое объяснение, что слово "хатаим" не обязательно имеет отношение к греховности (хотя "хэт" - это, конечно, "грех"), а оно обозначает вообще всякую промашку, и тогда простой смысл этой фразы можно было бы понять так: "Ты ляжешь с отцами, а Адонияhу станет царем, и мы с сыном останемся с пустыми руками, ни с чем". В слове "хатаим" может содержаться и такой смысл, что они останутся в опасном положении, и Адонияhу скорее всего их убьет, объявив их преступниками, подлежащими наказанию.



/1:22/ Обращение к Давиду пророка Натана.

В стихе 22 говорится, что когда Бат-Шэва еще говорила с царем, пришел пророк Натан (то есть, доложили о его приходе). И сообщили царю: вот, пророк Натан. И тот вошел, вероятно, по повелению Давида, приказавшему его впустить немедленно, и простерся перед царем лицом до земли. Здесь, может быть, есть намек на некоторое отличие от Бат-Шэвы, потому что про нее не было сказано, что она простерлась лицом к земле. И Натан обращается к царю и говорит в неком утвердительно-вопросительном смысле. Сказал Натан: "Господин мой царь! Ты сказал: "Адонияhу будет царствовать после меня, и он будет сидеть на моем престоле?" Иначе я не могу понять того, что происходит, потому что он спустился сегодня и зарезал быков, буйволов и овец во множестве; и позвал всех сыновей царя; и военачальников; и Эвйатара, коhена. И они едят и пьют перед ним, и сказали: "Да здравствует царь Адонияhу!" А меня, как я - твой раб; и Цадока, коhена; и Бенойаhу, сына Йеhойады; и Шломо, раба твоего, - он не позвал". И тут мудрецы предъявляют Натану некоторую претензию, что Натан говорит не только в интересах дела, но получается, что он немного задет тем, что его не позвали в это избранное общество. Этот упрек представляется не совсем справедливым, потому что Натан был вечным пророком у Давида и был ему предан всей душой. Однако у мудрецов есть к их претензии некоторое основание, потому что Натан здесь называет себя перед Цадоком, а по галахе Первосвященник предшествует пророку: царь, за ним - Первосвященник, за ним - пророк. И мы увидим это из того, как будет происходить помазание Шломо.

Ответ на вопрос: . - Что касается Первосвященника, то здесь наблюдается некий переходный период: кончается Первосвященство потомков Эли и возвращается Первосвященство к потомкам Пинхаса. Эвйатар как бы был Первосвященником во все тяжелые времена, когда еще Давид бегал от преследований Шауля и т.д., но к концу книги Шмуэля мы видим, что Эвйатар опустился со воего уровня, и уже не годится для выполнения своих обязанностей, и Давид фактически сменил его, поставив на его место Цадока. Шломо это сделает уже окончательно. Так что карьера Эвйатара закончена, тем более, что он сделал ставку на Адонияhу.

Ответ на вопрос: . Боялся ли Натан? - Естественно, что когда назревает дворцовый переворот, каждый идет на риск. Пророки же обычно за свою жизнь боятся меньше, чем люди обыкновенные, но тем не менее они тоже могут бояться. Мы знаем, что Шмуэль боялся идти помазывать Давида, и говорил, что Шауль услышит об этом и его убьет. Здесь же вряд ли стоит пророку бояться, потому что новый царь обычно уничтожает претендентов на престол, а пророк не претендует на престол.

Далее Натан говорит (1:27): "От господина ли моего царя исходит это дело, и ты не сообщил твоему рабу, кто будет сидеть на престоле господина моего царя после него?" Натан задет серьезный вопрос. Интересно, что Натан не упоминает здесь о том пророчестве, которое именно он лично Давиду передал перед рождением Шломо, что Шломо будет царствовать после Давида. Почему же Натан сказал Бат-Шэве напомнить о клятве, а сам о ней не упомянул? Натан, правда, не присутствовал при этой клятве; она была дана с глазу на глаз, но он либо слышал о ней, либо знал пророчески, и вообще все знали об этой клятве. Мы помним, почему Давид дал такую клятву. Бат-Шэва отказывалась с ним жить и говорила, что, как умер первый их сын, так будет и со следующим; и даже если он выживет, то его будут братья ненавидеть и все равно ничего хорошего не будет. И тогда Давид и поклялся, что следующий сын, которого она родит, будет царствовать после него. Натан передал Давиду пророчество Всевышнего относительно Шломо, и Натан дал ему имя - Шломо. А здесь он совершенно не напоминает Давиду о том, что Бог решил, кто будет царствовать, а спрашивает Давида, не перерешил ли он? Очевидно, Натан оставляет это последнее испытание Давиду. Есть такое интересное понимание слова "хасид", которое относится к Псалмам, где Давид назывется хасидом. Обычно мы говорим, что хасид - это человек, который превосходит цадика тем, что он уступает что-то от своего. Есть другое определение, что хасид - это человек, который не отказывается от своих обещаний. И Натан хочет, чтобы Давид все решил без давления. Мудрецы говорят, что же тут сомневаться, поскольку Всевышний уже сказал, что Шломо будет царствовать. Но он говорит, что никогда нельзя полагаться на обещания Всевышнего. Еще много воды утечет от этого обещания до помазания Шломо.

2247. МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр   (07.06.2002 19:24)
0  
/1:2-4/ Приближенные Давида находят ему красивую девушку - "согревательницу", которая должна ему прислуживать.

Стих 2 говорит: "И сказали ему (Давиду) приближенные", при этом, слово "авадайв" всегда в применении к царю обозначает не просто слуг, а высокопоставленных его приближенных, министров. Они предложили Давиду: "Пусть поищут...", где слово "левакеш", как обычно в Танахе, обозначает не передачу просьбы, а поиски. Когда Йосэф пришел в Шхем по поручению отца, то его там нашел некий "муж", который спросил его:"Чего ты ищешь?" И там употреблено это самое слово: "Ма тевакеш?" И Йосэф употребляет то же самое слово, когда отвечает: "Братьев моих я ищу" - "ат-ахаи анохи мевакеш". Здесь приближенные Давида предлагают ему, чтобы поискали для господина моего (почему-то сказано в единственном числе) царя юную девственницу, и пусть она стоит (в смысле прислуживает) перед царем, и будет ему - "сохэнэт". Это слово довольно редко встречается в Танахе. Вероятно, общее значение корня этого слова - "попечитель". И тогда они имели в виду, что пусть она его "опекает", согревает. И дальше они говорят, что пусть она спит в его объятиях; и будет тепло господину моему, царю. И стали искать красивую девушку по всем пределам Израиля, и нашли Авишаг Шунамит (из города Шунема, который, предположительно, находился где-то к востоку от Афулы), и привели ее к царю. И девушка эта красива до чрезвычайности; и была она царю согревательницей, и она прислуживала ему; и царь ее не познал, то есть он не взял ее в жены. Классическое объяснение в мидраше, почему Давид не взял ее в жены, такое, что Тора, как известно, запретила царю иметь слишком много жен - не более 18. И у Давида к этому моменту как раз есть ровно 18 жен и наложниц, и он не хочет преступать закон. Можно было бы дать развод одной из прежних жен, но это сложно, потому что женщина, которая была женой царя, уже запрещена всем остальным. Проблема есть в том, что сама цифра 18 выводится как раз из того, что было у Давида. До Давида нигде не встречается, чтобы была такая традиция. Йосиф Флавий в "Иудейских древностях" объясняет так, что Давид постарел и был очень слаб.

Ответ на вопрос: . - Эта девушка по своему статусу была служительницей, но в будущем она могла быть разрешена только царю и никому больше, потому что "царским посохом" не имеет права никто пользоваться, кроме царя. Мы в дальнейшем увидим острые реакции по этому поводу, когда ее захочет взять в жены брат Шломо.



/1:5-8/ Поведение Адонияhу, сына Давида, и его претензии на царствование. Перечисление его сторонников и противников.

Стих 5 переносит нас в другую плоскость отношений. Он говорит, что Адонийа (Адонияhу), сын Хаггит, возносится, и говорит: "Я буду царствовать". И он сделал себе колесницу и завел себе всадников - "парашим", правда, это слово "парашим" иногда обозначает просто лошадей, которых запрягают в колесницу; и еще 50 человек, которые бегут перед ним. Почему-то традиция передает, что у этих 50 человек была вырезана селезенка и отрезаны большие пальцы ног. Бегут они перед царем, возможно, для того, чтобы кричать: "Разойдись, поберегись!" Адонияhу был сыном Давида, который родился в Хевроне, еще до того, как Давид стал царем над всем Израилем. О его матери Хаггит ничего не известно, возможно, что она была дочерью какого-то хевронского вельможи. Некоторые комментаторы отмечают такую простую вещь, что уже в том, что здесь написано, содержится ясное указание на то, что Адонияhу не годится быть царем, независимо от всех дальнейших событий, потому что в книге Дварим, когда описываются обязанности царя, говорится: "Чтобы не возгордилось его сердце над братьями". Поскольку Адонийа ведет себя заносчиво, то это указывает на то, что он не годится быть царем.

Ответ на вопрос: . - Цифра 50, действительно, здесь не случайна, потому что воинские подразделения имели какую-то заданную численность еще со времен нахождения евреев в пустыне: были стоначальники и т.д. Если бы перед царем бежало 10 человек, то - это маленькая кучка, а если 100, то - это уже слишком много, а 50 человек - это как раз достаточно, что-то вроде роты. То, что не сказано, сколько было всадников, возможно, оправдывает тот комментарий, который говорит, что "парашим" обозначает не всадников, а лошадей, которые запрягаются в колесницу.

В стихе 6 говорится: "Не огорчал его (Адонияhу) отец никогда в жизни вопросом: "Почему ты так делаешь?" И к тому же Адонияhу был хорош собой очень; и он был рожден после Авшалома". Возникает такое впечатление и у нас и у мудрецов Талмуда, что Авшалом тоже был сыном Хаггит. Однако, для эпохи, когда это писалось, это могло выглядеть совсем не так. Когда сказано: "его мать родила его", то получается некоторая избыточность, потому что родившая его тем

самым уже и является его матерью. Поэтому слова "родила его" не требуют уточнения, кто его родил, так как каждого родила его родная мать. И совсем не обязательно, чтобы была одна и та же мать у него и у Авшалома. Мы знаем, что у Авшалома была совсем другая мать - Маха, дочь кшурского царя, которая была красавица-пленница. То, что из текста можно было бы понять, что у Адонияhу с Авшаломом была общая мать, дает основание мудрецам видеть намек на то, что они - как от одной мамы, то есть, что у них одни и те же замашки: великолепие, величие, стремление к захвату власти.

То, что сказано, что Адонийа родился после Авшалома, имеет простой функциональный смысл. Дело в том, что все, кто был старше его из сыновей Давида, уже так или иначе "вышли из игры": самый старший - Амнон был убит Авшаломом; Даниэль, по-видимому, умер; Авшалом убит. Теперь Адонийа остался самым старшим, и у него как-будто есть основания претендовать на царство, несмотря на то, что в нашей традиции нет такого, что царство переходит к самому страшему сыну. Давид, как мы знаем, был самым младшим из братьев. При этом, даже если исходить из того, что старший сын царя имеет какие-то преимущества в претензиях на царствование, то здесь можно привести аналогию с тем, что было с коhенами. Когда только Левиты были выделены вместо первенцев в пустыне, и Моше было приказано помазать в коhены Аарона и его сыновей, то коhенство получили: Аарон, все его сыновья, и те дети сыновей, которые родятся после этого помазания. И тем самым Пинхас оказался внуком Аарона, который не стал коhеном. Он только в последствии в награду за личную доблесть получает коhенство. И в этом смысле, хотя Давид и был помазан на царство самим Шмуэлем (книга Шмуэль-алеф), но это было еще не полное помазание, и он не был фактически царем. Даже, будучи царем в Хевроне, Давид был царем только над одним коленом Йеhуды. Он не был принят пока народом, что не делает царя еще по-настоящему царем. Принятие всем народом является обязательным требованием для того, чтобы царь стал настоящим царем в Израиле. А поскольку Адонийа был рожден в Хевроне до того, как Давид стал царем, то у него и не могло быть наследственных прав на царство.

В стихе 7 говорится: "И был его сговор с Йоавом, сыном Цруя, и с Эвйатаром, коhеном; и они поддерживали Адонияhу. Почему его поддерживал Йоав? Как мы видели, йоав был не таки уж простым человеком. С одной стороны, совершенно очевидно, что Йоав, хорошо знавший и чувствующий Давида, понимал, что Давид никогда ему не простит убийства двух выдающихся военачальников - Авнера и Амоса и убийство Авшалома. Поэтому, у Йоава был очень прямой политический интерес поддержать Адонияhу, чтобы тот потом стал его защитником и т.д. Однако, вполне может быть и так, что так же, как когда Йоав требовал от Давида вернуть из изгнания Авшалома, он и теперь делал это вовсе не из каких-то корыстных соображений, а просто потому, что ему нравился Адонияhу, и может быть, что Йоав считал Адонияhу самым подходящим из всех сыновей Давида для царствования. Что же касается Эвйатара, то можно вспомнить, что он отпрыск коhенского рода Эли, которому было предсказано, что они навеки лишатся своего Первосвященства по тому тяжелому пророчеству, которое Шмуэль пересказывал Эли (в начале книги Шмуэль). Он был уже давно отстранен Давидом от Первосвященства; и в Мишкане, где находится временный жертвенник, фактически обязанности Первосвященника уже исполняет Цадок, потомок Пинхаса.

Дальше говорится, что все близкие Давиду влиятельные люди: Цадок - фактически Первосвященник; и Бенайаhу сын Йеhойады, который тоже был коhеном, про которого мы много читали в конце книги Шмуэля, и который был и коhен и очень важный военачальник; и пророк Натан; и Шими (не известно, кто имеется в виду); и Рэйи, который, возможно, тот самый Хушай, друг Давида, которого он посылал подорвать совет Ахитофеля; и герои (то ли имеются в виду те 30 героев, которые перечислены под конец книги Шмуэля, то ли - это "клети и плети", которыми командовал Найаhу), - все они не были с Адонияhу.



/1:9-14/ Адонияhу зарезал много скота и созвал своих сторонников на пир. Пророк Натан советует Бат-Шэве пойти к Давиду.

Стих 9 говорит, что Адонияhу зарезал мелкого и крупного скота (не ясно, собирался ли он приносить жертву, или просто так зарезал). Не очень понятно, что означает слово, сказанное при перечислении животных - "мери": то ли это вообще обозначает тучных откормленных животных, то ли это некое животное крупнее коровы, может быть нечто, близкое к буйволу. Все это происходило в месте, которое называлось "эвэн hазохэлэт" - "Ползущий камень". Почему это место так называется, нам неизвестно. Есть такая версия, что был очень тяжелый камень, и юноши состязались в силе, кто сможет его подвинуть. Находилось это возле "эйн рогель", который по мнению специалистов расположен на южной окраине Старого города Йерусалима. И Адонияhу позвал всех своих братьев, сыновей царя, и всех мужей Йеhуды, подданных царя. Когда так сказано - "всех", то не нужно понимать, что это означает буквально всех. Он не позвал и одного из братьев, и из людей Йеhуды - тоже не всех. Однако, многие очень важные и влиятельные люди пошли за ним. Сказано, что пророка Натана, и Бнайаhу и героев и брата своего Шломо он не позвал. Можно понять, почему он не позвал Шломо, поскольку он как раз тот, кому предстоит царствовать.

Дальше (1:11)говорится о том, что пророк Натан сказал Бат-Шэве, матери Шломо: "Ты слышала, что воцарился Адонияhу, сын Хаггит, а господин наш Давид не знал про это". Откуда Натан знает, что Давид не знал? Возможно, поскольку он был близок к дому Давида, то у него была уверенность в том, что если бы Давид знал, то он бы отреагировал на это. Может быть и так, что Натан знал об этом пророчески. И дальше Натан говорит Бат-Шэве: "А теперь иди-ка, я дам тебе совет, как тебе спасти себя и сына твоего Шломо". Что имеет в виду Натан под спасением? Имеет ли он в виду выхватить присвоенную Адонияhу царскую власть или он имеет в виду, что если Адонияhу станет царем, то он просто из осторожности должен будет убить Шломо (Шломо в это время было 12 лет) и его мать, чтобы не было претендентов на престол; или, возможно, что он имеет в виду и то и другое? Далее Натан говорит: "Иди, войди к царю Давиду и скажи ему: "Ты, господин мой царь, поклялся твоей рабыне, сказав, что Шломо, сын твой, будет царствовать после меня; и он будет сидеть на моем престоле, и почему же воцарился Адонияhу?""

Ответ на вопрос: . - Стать царем при живом царе возможно в том случае, если живой царь захочет претендента посадить на престол (и именно так потом произойдет со Шломо). Можно ли стать царем, не будучи помазанным? На этот вопрос следует ответить положительно. Галаха по этому вопросу такая, что сын помазанного царя не нуждается в помазании. В тех же случаях, когда все-таки это помазание происходит, нужно давать особое объяснение.

Продолжая разговор с Бат-Шэвой, Натан говорит: "И вот, ты еще будешь говорить там с царем, а я пойду вслед за тобой, и дополню твои слова". По поводу этого плана мудрецы в йерусалимском Талмуде обсуждают, нет ли тут какого-то упрека или интриги? А именно, вот войдет пророк Натан и скажет, что есть сговор, что есть люди, которые пошли с Адонияhу и кричали: "Да здравствует Адонияhу!", но в галахе такие слова должны квалифицироваться, как "лешон-hара" - "злоязычие". Можно ли такие действия Натана считать злоязычаем? И в йерусалимском Талмуде говорится, что разрешается злоязычие на тех, кто раздувает ссору. И берут они это как раз из этого нашего места. То есть, пророк Натан считает правильным так поступить, пойти и сказать, и сказать правду, а вовсе не выдумку. Правда, мы знаем, что злоязычие не обязательно ложь, и даже для такого случая, когда сообщается правда, имеются очень строгие законы. Правило о том, что разрешается сообщать о тех людях, которые раздувают ссору, конечно, очень хорошее, но как определить критерий: где кончается человек, который раздувает ссору, и начинается человек, с которым я, например, хочу поссориться. Этой "практической" инструкции здесь явно нехватает, потому что человек, который говорит, что он ненавидит тех, кто ссорится, почему же он не может по-хорошему согласиться, и не ссориться? Это - проблема. Это похоже на выражение: "Мир полон людей, которые ненавидят друг друга! Если бы вы знали, как я их ненавижу!"



/1:15-21/ Прийдя к царю, Бат Шэва напоминает Давиду о его клятве передать Шломо царство после него. Она рассказывает о пире, устроенном Адонияhу, и о своих опасениях по поводу его воцарения.

стих 15 говорит: "Бат-Шэва пошла к царю в комнату (царь находился в спальне). А царь очень стар и Авишаг Шунамит прислуживает царю". Мы видели, что в первом стихе говорилось уже, что царь - стар, но здесь говорится, что он "очень стар". Возможно, что Авишаг лежит в объятиях царя и согревает его, потому что в этом состоит ее основная служба. Бат-Шэва же входит в спальню на правах жены. Комментаторы считают, что Давид уже очень стар и никто из жен к нему не входит. Возможно, что у Бат-Шэвы есть право входить к царю. Трудно сказать, насколько приятно Бат-Шэве заставать Давида в обществе прислужницы. У одного из поздних комментаторов встречается такая мысль, что может быть, когда позже, после смерти Давида, Бат-Шэва придет передавать Шломо просьбу Адонияhу дать ему в жены Авишаг, которую Бат-Шэва поддерживает, то возможно, что у нее есть какая-то доля женской ревности - отдать ее и свести счеты с соперницей. Правда, это только одиночное мнение.

Ответ на вопрос: . - Мы знаем, что Давиду всего 70 лет и он не так уж и стар. Знаем также, что эти 70 лет жизни подарил ему Адам. Почему Сам Господь не мог подарить Давиду годы жизни? На этот вопрос ответить трудно. У нас много есть в истории не совсем обычных событий, например, можно спросить, почему Авраам, которому было предназначено породить великий народ, должен был родить сына в 100 лет от принципиально бесплодной жены? Все это нужно было для того, чтобы показать, что у потомства Авраама нет возможности естественного существования. Что касается вины Давида перед Урия, то надо сказать, что в мидрашах есть самые разные повороты по этому поводу. Например, есть мидраш, где Урия является явлением того самого змея, а Давид является новой интерпретацией Адама, а Бат-Шэва - это Хава. И разыгрывается вся та же "триугольная схема". Все это связано с тем, что не так легко дойти до выполнения задачи "сделать человека". Это совершается не в один акт, и поэтому Давиду было выделено жить именно столько. Он как бы получил подарок от Адама, потому что, когда по мидрашу перед Адамом прошел парад душ всех его потомков, он не увидел ни одной души, кроме души Давида, которая была бы способна выполнить задачу, с которой он, Адам, не справился. Вопрос о том, почему так нужно, - очень трудный. Таков "сценарий".

Ответ на вопрос: . - Мы уже говорили о том, что Хаггит была в статусе прислужницы царя, и хотя она и не была женой Давида, она была запрещена обычному человеку, не царю, как и всякий личный предмет обихода царя. Другой вопрос: как это Давиду разрешили уединяться с незамужней женщиной? Мы знаем, что мудрецы в Талмуде относятся к этому с необычайной суровостью. Имеется такая знаменитая история про то, как юноша воспылал страстью к незамужней девушке, и он заболел от этой страсти. Он хотел, чтобы эта девушка вступила с ним в связь. Доктора просили мудрецов разрешить ему это для спасения его жизни, но мудрецы отказались. После этого требования ослабевали: пускай она придет только поговорить с ним, или пускай она за перегородкой постоит рядом с ним, но даже этого мудрецы не разрешили! Здесь отличие состоит в том, что Давид не пылал к ней никакой страстью и поэтому, если такой вопрос и стоял перед Санhедрином, то мудрецы, сочли возможным разрешить ей быть наедине с Давидом, чтобы согревать его, хотя галахой это и запрещено.

Войдя к царю, Бат-Шэва поклонилась ему; и простерлась перед царем, как положено. Есть совершенно стандартная процедура, как надо, приветствуя царя, простираться перед ним, вытягивая руки и ноги. Вероятно, такой жест был совершенно необходимым выражением того, что человек полностью подчиняется власти царя. Бунт же в Танахе выражается образом поднятой руки; такой жест является символом восстания, непокорности. Можно проследить, каким образом с течением времени меняется смысл жестов, и та же "поднятая рука" становится жестом приветствия.

Итак, войдя к Царю и поклонившись, Бат-Шэва проговаривает те слова, которые ей сказал пророк Натан, несколько их изменяя. Она была женщиной, безусловно, довольно умной и то, что Натан предлагал ей говорить в чуть более вопросительном стиле, она говорит совершенно определенно. Она сказала: "Господин мой, ты поклялся Всевышним, Богом твоим, твоей рабыне, что Шломо, сын твой, будет царствовать после меня (она здесь цитирует, переходя на прямую речь) и он будет сидеть на моем престоле. А теперь, вот, Адонияhу воцарился, а ты, господин мой царь, не знал. И зарезал он (Адонияhу) быков, и буйволов, и овец во множестве; и пригласил всех сыновей царя; и Эвйатара, коhена; и Йоава, военачальника; а Шломо, раба твоего, он не позвал". Бат-Шэва называет не всех лиц, приглашенных Адонияhу. То, что она называет этих двух: Эвйатара и Йоава, наверное, она делает потому, что хорошо понимает, что царь на каждого из них зол, особенно на Йоава. Против тех же, кто перекинулся на сторону Адонияhу, но не был противен царю, она пока не хочет разжигать его враждебные чувства. Она хочет подчеркнуть, перечисляя множество ("ларов") зарезанных Адонияhу животных, что Адонияhу устроил грандиозный пир в то время, когда отец его, Давид, лежит при смерти (во всяком случае, он тяжело болен). Царский сын вообще не имеет права устраивать никакого массового мероприятия, не спросив разрешения у отца, поэтому это уже само по себе бунт.

И дальше Бат-Шэва говорит: "И ты, господин мой царь, глаза всего Израиля обращены на тебя, чтобы ты сообщил им, кто будет сидеть на престоле господина моего царя после него. И будет, после того, как ляжет господин мой царь со своими отцами, то будем я и мой сын Шломо - виноваты". Имеются разные объяснения того, что же она имела в виду. Есть такое любопытное объяснение, что она пользуется "лашон некия" - "эвфемизмом", то есть, она хочет сказать, что ты, царь, будешь во всем виноват, но царю так не говорят, и поэтому она и говорит: "Мы будем виноваты". Есть такое объяснение, что слово "хатаим" не обязательно имеет отношение к греховности (хотя "хэт" - это, конечно, "грех"), а оно обозначает вообще всякую промашку, и тогда простой смысл этой фразы можно было бы понять так: "Ты ляжешь с отцами, а Адонияhу станет царем, и мы с сыном останемся с пустыми руками, ни с чем". В слове "хатаим" может содержаться и такой смысл, что они останутся в опасном положении, и Адонияhу скорее всего их убьет, объявив их преступниками, подлежащими наказанию.



/1:22/ Обращение к Давиду пророка Натана.

В стихе 22 говорится, что когда Бат-Шэва еще говорила с царем, пришел пророк Натан (то есть, доложили о его приходе). И сообщили царю: вот, пророк Натан. И тот вошел, вероятно, по повелению Давида, приказавшему его впустить немедленно, и простерся перед царем лицом до земли. Здесь, может быть, есть намек на некоторое отличие от Бат-Шэвы, потому что про нее не было сказано, что она простерлась лицом к земле. И Натан обращается к царю и говорит в неком утвердительно-вопросительном смысле. Сказал Натан: "Господин мой царь! Ты сказал: "Адонияhу будет царствовать после меня, и он будет сидеть на моем престоле?" Иначе я не могу понять того, что происходит, потому что он спустился сегодня и зарезал быков, буйволов и овец во множестве; и позвал всех сыновей царя; и военачальников; и Эвйатара, коhена. И они едят и пьют перед ним, и сказали: "Да здравствует царь Адонияhу!" А меня, как я - твой раб; и Цадока, коhена; и Бенойаhу, сына Йеhойады; и Шломо, раба твоего, - он не позвал". И тут мудрецы предъявляют Натану некоторую претензию, что Натан говорит не только в интересах дела, но получается, что он немного задет тем, что его не позвали в это избранное общество. Этот упрек представляется не совсем справедливым, потому что Натан был вечным пророком у Давида и был ему предан всей душой. Однако у мудрецов есть к их претензии некоторое основание, потому что Натан здесь называет себя перед Цадоком, а по галахе Первосвященник предшествует пророку: царь, за ним - Первосвященник, за ним - пророк. И мы увидим это из того, как будет происходить помазание Шломо.

Ответ на вопрос: . - Что касается Первосвященника, то здесь наблюдается некий переходный период: кончается Первосвященство потомков Эли и возвращается Первосвященство к потомкам Пинхаса. Эвйатар как бы был Первосвященником во все тяжелые времена, когда еще Давид бегал от преследований Шауля и т.д., но к концу книги Шмуэля мы видим, что Эвйатар опустился со воего уровня, и уже не годится для выполнения своих обязанностей, и Давид фактически сменил его, поставив на его место Цадока. Шломо это сделает уже окончательно. Так что карьера Эвйатара закончена, тем более, что он сделал ставку на Адонияhу.

Ответ на вопрос: . Боялся ли Натан? - Естественно, что когда назревает дворцовый переворот, каждый идет на риск. Пророки же обычно за свою жизнь боятся меньше, чем люди обыкновенные, но тем не менее они тоже могут бояться. Мы знаем, что Шмуэль боялся идти помазывать Давида, и говорил, что Шауль услышит об этом и его убьет. Здесь же вряд ли стоит пророку бояться, потому что новый царь обычно уничтожает претендентов на престол, а пророк не претендует на престол.

Далее Натан говорит (1:27): "От господина ли моего царя исходит это дело, и ты не сообщил твоему рабу, кто будет сидеть на престоле господина моего царя после него?" Натан задет серьезный вопрос. Интересно, что Натан не упоминает здесь о том пророчестве, которое именно он лично Давиду передал перед рождением Шломо, что Шломо будет царствовать после Давида. Почему же Натан сказал Бат-Шэве напомнить о клятве, а сам о ней не упомянул? Натан, правда, не присутствовал при этой клятве; она была дана с глазу на глаз, но он либо слышал о ней, либо знал пророчески, и вообще все знали об этой клятве. Мы помним, почему Давид дал такую клятву. Бат-Шэва отказывалась с ним жить и говорила, что, как умер первый их сын, так будет и со следующим; и даже если он выживет, то его будут братья ненавидеть и все равно ничего хорошего не будет. И тогда Давид и поклялся, что следующий сын, которого она родит, будет царствовать после него. Натан передал Давиду пророчество Всевышнего относительно Шломо, и Натан дал ему имя - Шломо. А здесь он совершенно не напоминает Давиду о том, что Бог решил, кто будет царствовать, а спрашивает Давида, не перерешил ли он? Очевидно, Натан оставляет это последнее испытание Давиду. Есть такое интересное понимание слова "хасид", которое относится к Псалмам, где Давид назывется хасидом. Обычно мы говорим, что хасид - это человек, который превосходит цадика тем, что он уступает что-то от своего. Есть другое определение, что хасид - это человек, который не отказывается от своих обещаний. И Натан хочет, чтобы Давид все решил без давления. Мудрецы говорят, что же тут сомневаться, поскольку Всевышний уже сказал, что Шломо будет царствовать. Но он говорит, что никогда нельзя полагаться на обещания Всевышнего. Еще много воды утечет от этого обещания до помазания Шломо.


Имя *:
Email *:
WWW:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz