Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
1466.
Aslan
(21.03.2002 19:44)
0
Было бы неплохо, если в КЧР например, кроме изучения своего языка, учили бы в школах языки соседей:) но это наверно трудно воплотить в жизнь.
|
1465.
Дина
(21.03.2002 19:40)
0
Дзегашт, я не истоорик (-: и не фанатка истотрии.....ПРосто бессмысленно из пустого в порожнее переливать. Если черкессы не будут друг против друга дружить то все будет окей....историю народ не забудет.
|
1464.
Dina
(21.03.2002 19:37)
0
Aslan что скажешь по поводу исправления истории карачаевцами?
|
1463.
АСлан
(21.03.2002 19:28)
0
Дзегашт, если вкратце, то хорошо, а у тебя? Дине "каждый думает в меру своей изощренности.." или информированности. "А насчет зависти.." , да, иногда приходиться брать словарь, чтоб понять что ты написала, вот "аллегории" еще. А по-существу, у всякой шутки есть предел,когда это уже не шутка. Да ладно, проехали. Жамал Будем надеятся, что подобные тексты здесь больше не будут появляться, не из под чьей клавиатуры. Опрос дело хорошее, но бесполезное, лучше обсудить почему наши республики находяться не в лучшем положении даже по сравнению с другими республиками РФ.
|
1462.
Aslan
(21.03.2002 19:19)
0
Историю не только СССР коверкал. Сейчас тоже не много правдивой на 100% информации в учебниках, и другой литературе.
Где-то слышал такое изречение: "Если в книге есть 5% лжи, и 95% правды, эта книга лжива на 100%".
Не стоит дурить себя сказками о справедливости, правде. В нашем мире прав сильнейший, а слабый... что он может сделать объективно? Единственное что можно(и нужно) делать нам, это не терять свою самобытность, не растворяться в толпе.
|
1461.
Дзегашт
(21.03.2002 17:54)
0
Дине А что хорошего, что наша история исковеркана. Тольок хорошо зная историю своего народа, не искаверканную, можно всерьез говорить о дальнейшем существовании нации. Нашу историю каверкали все кому не лень и как могли делали это все хуже и хуже. Еще десяток-другой лет советской власти и в советских учебниках написали бы, что нации в СССР появились только благодаря решению партии. Если бы в СССР не перевирали бы историю, если бы работали над национальными проблемами, а не замалчивали бы их, СССР не развалился бы. Так что насчет того, что искаверкана история или нет, не имеет значения, я не соглашусь.
|
1460.
Дина
(21.03.2002 17:14)
0
Дзегашт, историю не искаверкаешь....и как бы не старались ее переписывать, история все же это прошлое, которое зафиксировано не только одной какой-либо нацией.......Ну допустим кто-то и каверкает историю...пусть себе на здоровье каверкает, все равно изменить прошлого ему не дано (-: СССР тоже меняло историю....
|
1459.
Aslan
(21.03.2002 16:21)
0
Совет тому, кто забивает гостевую десятками килобайт "исторической, политической и другой инфы". Сделай сайт, и дай на него ссылку.
P.S. yahoo.com перестают с 24 апреля предоставлять POP3 доступ к E-mail:(( жаль Будем переходить на коммерческую почту:)
|
1458.
Жамал
(21.03.2002 15:58)
0
АСлану. "За базаром",как ты выразился,не мешает следить всем нам,включая тебя.В таких спорах,в которых участвуют вообще-то дилетанты во многих вопросах,включая ,естественно,меня.Ни кто не любит когда его гладят "против шерстки". Кстати,в А-Ате-моей Родине и прекрасном городе в разговорах про Кавказ,мы всегда говорим "У НАС НА КАВКАЗЕ".Что с карачаевской стороны,что с балкарской, вид на Эльбрус-самая прекрасная картина,что я видел в жизни. P.S.Я вот подумал,что в этих перепалках есть свой плюс.Когда они всех нас окончательно достанут,мы перейдем к конструктиву.Или можно сделать гигантский опросный лист,чтобы выяснить,чей народ на Кавказе самый древний,умный,добрый,мужественный и богоизбранный,чтобы как в фильме "Кин-Дза-Дза" только им эксклюзивно можно было таскать красные штаны,а другим колокольчик в носу.
|
1457.
Дзегашт
(21.03.2002 15:55)
0
Салам, АСлан Как дела? Дине. Я не считал для себя возможным вступать в базарную ругань с кем бы то ни было. Я могу наплевательски отнестись к личному оскорблению, тем более, что оно высказывается не в личном общении, но извращать историю моего народа и выставлять мой народ поголовными придурками - я не позволю никому, тем более Жамалу. А то, что дискссия свелась к личным оскорблениям, так тут не моя вина. Я никого первым не оскорблял. И если ты заметила, то с Жамалом я больше не ругаюсь. Сказались твои замечания :)))
|
1456.
Дина
(21.03.2002 15:24)
0
2Дзегашт, у меня речь была поприличнее. Да и было о чем поспорить с Сержантом. И вообще...я не знаю сколько тебе лет, но до 20 я еще могу понять такие перепалки. Один обозвал, его в ответ обзывают....другой обозвал и т.д. Но когда взрослые люди не могут нормально пообщаться....это уже интересно...тем более, что Жамал уже прекратил писать в свободном стиле обращения к тебе, а ты до сих пор продолжаешь. Нужно принимать тот факт, что каждый из нас может ошибиться. И не следует лезть в бутылку из-за всяких пустяков. На свете много приятных вещей, которые можно обсудить. Если ты в этом со мной не согласен, то извини...я в тебе ошиблась. 2АСлан, Я думаю, что те социальные группы кавказа, которые мою фразу "хорошо проводим время" поняли бы превратно, не имеют понятия об Интернете (-: Так, что извини дорогой, каждый думает в меру своей изощренности. А насчет зависти, то если тебе не понятны аллегории, тогда бесполезно с тобой общаться. 2 Жамал, насчет программера я не всерьез (-: У меня уже есть работа.
|
1455.
АСлан
(21.03.2002 14:56)
0
Дзегашт, салам.
Дине. Хорошо проводим время в Черкесске... Бог в помощь. Правда "хорошо проводим время" понятие растяжимое, КЧР хоть и маленькая республика, тем не менее там есть различные социальные группы, которые в эту фразу вкладывают самый разный смысл. Так что не очень понятно. "тому кто тебе завидует.." может быть я бы и позавидовал Жамалу, только я знаю его только сообщениям в этой гостевой, которые вызывают разные чувства, но никак не зависть. Жамалу. не знаю как у вас в Казахстане, а у нас на Кавказе следят "за базаром". Даже дважды чемпионы по самбо. Я о том, что вы писали о черкесах и Дзегашту.
|
1454.
(21.03.2002 14:32)
0
Память о генуэзцах сохранилась в Черкесии вплоть до XIX в. Превос-ходные клинки с вытесненными на них надписями и гербами передавались из поколения в поколение, и дошли до эпохи Кавказских войн 90. Тебу де Ма-риньи, посетивший побережье Черкесии в 1818 г., затем в 1823-м и в 1824 г., останавливается особо на генуэзских следах. Он отмечает, что в языке черке-сов-натухайцев вполне вероятно обнаружатся некоторые генуэзские слова. Кроме того, обычай натухайцев приветствовать, снимая головной убор, так-же, по мнению Мариньи, связан с генуэзским периодом: "...and perhaps it might be possible to find Genoese words in the language of the Noutakhaitsi-Circassians; besides, their mode of salutation by taking off their caps, which is unique amongst the Orientals, seems to prove an affinity with Europeans" 91. Дж. Лонгворт, корреспондент лондонской Times, на все расспросы о происхож-дении каменных сооружений получал стандартный ответ: "Это генуэзское" 92. Черкесы приписывали генуэзцам постройку башен в верховьях Кубани и Зеленчука, укреплений в районе Хумары 93. На реке Шебж в районе Тхама-хинской возвышенности находился курган, который шапсуги называли гену-эзским. По шапсугскому преданию, в этом кургане захоронен некто Гену, по-гребенный со своими богатствами. В 1830–1840-х гг. на этом кургане прохо-дили народные совещания. В 60-х гг. XIX в. в 15 км к югу от Новороссийска на горе Нелят еще сохранялись остатки цитадели. В преданиях натухайцев она именовалась Дженуэз-кале, т.е. генуэзская крепость 94. Симпатия, с ко-торой черкесы относились ко всему генуэзскому, во многом определила ус-пех миссии Рафаэля де Скасси, генуэзца, крупного российского коммерсанта. Он был едва ли не единственным сторонником мирного взаимодействия с черкесами 95. В завершение представляется возможным отметить, что проблема ге-нуэзско-черкесских отношений еще далека от своего полного освещения. На-стоящая статья является как бы предварительным критическим очерком, в рамках которого была предпринята попытка воссоздать основные аспекты генуэзского присутствия в Черкесии.
|
1453.
(21.03.2002 14:30)
0
В 1475 г. еще один татарский князь Эминек, глава влиятельного рода Ширин, также бежал в Зихию 81. Эминек играл в крымской политике перво-степенную роль и состоял в переписке с Мехмедом II. Фактически он инспи-рировал османскую экспедицию против Каффы. Султан собрал огромный флот из 300 кораблей. Во главе флота был назначен великий визир Кедук (Гедик) Ахмед-паша. Сухопутным путем в Крым двинулась значительная армия. Против Каффы выступили и сторонники Эминека. Йозеф Хаммер в третьем томе своего сочинения исчисляет османскую армию, направленную для покорения Каффы в 40 000 человек, что выглядит как явное преувеличе-ние. 1 июня 1475 г. османский флот подошел к Каффе. Не встретив сопро-тивления, Кедук-паша высадил десант и приступил к осаде. На протяжении четырех дней османы обстреливали Каффу из пушек. 6 июня администрация Каффы решила капитулировать. Кедук Ахмед-паша пощадил жизнь консула Антониотто Габеллы, отправив его на галерную работу. Оберто Скварчиафи-ко был отправлен в Константинополь, где был подвергнут пыткам и казнен 82. Османы полностью разорили Каффу, конфисковав все товары, корабли и прочее имущество. С каждого жителя были взяты деньги: от 15 до 100 ас-пров. Контрибуция, собранная с Каффы, была огромна: "...в это несчастное время в Каффе всех итальянцев, греков, армян, валахов, русских купцов, чер-кесов, мингрельцев, жителей Трапезунда и Скутарии считалось до семидеся-ти тысяч" 83. О присутствии черкесов в Каффе сообщается в письме неиз-вестного тосканца: "7 и 8 числа месяца июня все валахи, поляки, русские, грузины, зихи и всякие другие христианские нации, кроме латинян, были схвачены, лишены одежд и частью проданы в рабство, частью закованы в це-пи" 84. Ибн-Кемаль, османский хронист того времени, также упоминает о черкесах в Каффе: "На том берегу был прекрасный портовый город, приез-жали купцы с моря и с суши, из степей и с гор; там во множестве торговали татары Крымского государства и неверные Черкесии и Руси" 85. Падение Каффы означало конец генуэзскому просперити в Черномо-рье. Вслед за захватом Каффы летом и осенью 1475 г. османы предприняли атаку на Черкесию. Они сумели занять Тану, Матрегу, Копу. В Копе при обо-роне города погиб местный черкесский (зихский) князь 86. Утвердиться в крепостях на черкесском побережье османам не удалось. В 1479 г., согласно Ибн-Кемалю, османам пришлось повторно зани-мать такие крепости, как Копа и Анапа 87. Несмотря на победный тон реля-ций Ибн-Кемаля, эта экспедиция османов также не имела особого успеха. Им не удалось углубиться внутрь страны, и их поход в Черкесию явился, по сути, пиратской акцией. Неизвестно также, оставили ли османы гарнизоны в Копе и Анапе. Походы османов в Черкесию, последовавшие сразу после падения Каффы, предпринимались не столько для аннексии западно-кавказских тер-риторий, сколько для нанесения максимального ущерба генуэзским поселе-ниям. Кроме того, эти походы следует рассматривать в контексте османо-мамлюкских отношений. После захвата Константинополя и Трапезунда ос-маны оказались в состоянии бросить вызов мамлюкской империи. Соперни-чество за анатолийские территории (Альбистан, Каппадокию, Киликию) при-вело к открытому вооруженному конфликту в 1485–1491 гг. Согласно Дм. Кантемиру, османы пытались блокировать поставки железа, древесины и прочих важных материалов в мамлюкский Египет. Чтобы ослабить против-ника, они накануне войны, в 1484 г., совершили очередную экспедицию в Черкесию, в ходе которой разгромили все основные центры мобилизации мамлюков 88. Крушение Каффы, тем не менее, не означало немедленного и полного прекращения генуэзского и итальянского присутствия в Черноморье. Многие из генуэзцев нашли пристанище в Черкесии. Среди тех, кто оставил Каффу и перебрался в Черкесию, был и уже упоминавшийся Джорджио Интериано, проживший среди адыгов около четверти века. Многочисленные генуэзско-черкесские браки привели к образованию уже в XV в. своеобразной этно-культурной общности, представители которой именовали себя черкесами-франками. Двойной этноним отражают сложные этнические процессы, при-ведшие к образованию этой синкретической общности. В конфессиональном отношении черкесы-франки являлись католиками, а в культурном и лингвис-тическом отношениях почти ничем не отличались от черкесов. Эта общность просуществовала, как минимум, до середины XVII в. Эмиддио д’Асколи опи-сал ее в 1634 г.: "Все эти обрядности существуют поныне у наших латинских христиан в Феччиале, именующих себя черкесами-франками. Когда турки отобрали у генуэзцев Каффу, около ста восьмидесяти лет тому назад, многие из знатных были увезены в Константинополь, где им отвели улицу для жи-лья... Другие ушли в Чиркасию из-за своих жен, ибо многие женились на чиркашинках, так что в настоящее время получили от чиркасов название френккардаш, что на их языке значит – френки наши братья. Иные остались в Каффе... Иные же остались при дворе хана, даровавшего им селение, назы-ваемое Сивурташ, т.е. остроконечный камень, которое до сих пор существует и заметно издали. Хан дал им также бея той же национальности, называемого Сивурташ-беем. Хан очень дорожил ими и отправлял их в качестве послов в Польшу и к другим христианским государям; сделал их всех спагами, т.е. придворными дворянами; избавил их от уплаты податей, десятины и прочих налогов. Со временем бей перешел в магометанство, многие последовали его примеру... Они наравне с чиркасами пользуются льготами и имеют одинако-вые с ними обычаи и обряды, но говорят они не по-итальянски, а по-турецки, татарски и чиркасски. Они хорошо знают "Отче наш" и "Богородицу" по-латыни. Мужчины, сопровождающие хана на войну, по уходе от него пуска-ются грабить вместе с татарами, а пленных и их детей заставляют обрабаты-вать свои земли, на которые сами даже не заглядывают. Они не хотят терпеть ни наставлений, ни осуждений, ни постановлений... Подобно чиркашенкам, тамошние женщины, выйдя замуж, не показываются (обычай избегания.– С. X.) и, даже еще хуже, за все время такой жизни не хотят посещать церковь, из боязни встречи с родственниками (т.е. со свекром и его братьями.– C. X.)" 89.
|
1452.
(21.03.2002 14:29)
0
Начиная с 1266 г. торговлю зихским хлебом монополизировали италь-янские купцы, вытеснившие с рынка греческих коммерсантов. Именно при итальянцах торговля зерном в Черноморье приобрела особый размах 60. Ве-нецианский экспорт зерна из Зихии зафиксирован с 1265 г., когда Республика Святого Марка получила доступ в Черное море 61. Первоначально венециан-ский экспорт был предназначен только для самой Венеции: организовывался на правительственном уровне и не был ориентирован на перепродажу. В 1268 г., во время большого голода в Италии, хлеб поступил именно из Черноморья. Согласно сообщению Мартино Канале (Martin da Canal), ав-тора "Венецианской хроники", "венецианский дож и знатные венецианцы ра-зослали корабли всюду, даже к татарам и во многие другие приморские стра-ны, с повелением закупить хлеб и привезти в Венецию... Татары, аланы, зихи, руссы, турки, армяне и греки дали в ту пору хлеб венецианцам" 62. "Si fii en Venise mult chiere la vitaille; et ne porquant Monsignor li Dus et li nobles Veneciens envoierent lor navie parmi ie munde iusque as Tatars... Tatars, Alan, Giquis, Ro-us, Turs, Armins et Gres donerent la vitaille as Veneciens a celui tens". Особенно интенсивный характер торговля зерном приобрела в Каффе, которая являлась как бы складочным пунктом, где концентрировались грузы из зихских портов. О масштабах торговли свидетельствуют документы гену-эзского нотария Ламберто ди Самбучето, работавшего в Каффе в 1289–1290 гг., опубликованные историком из Сорбонны Мишелем Баларом. Так, по 16 актам за осень 1289-го – весну 1290 г. из Каффы в Трапезунд было доставле-но 1303,6 тонны зерна, или по 81,5 тонны на один акт 63. В XIV–XV вв. рай-он Зихии оставался житницей как для итальянских морских республик, так и особенно для Трапезунда и Константинополя 64. В отдельные годы 10–15 % всего хлеба, потребляемого Генуей, привозили из Зихии 65. Большинство специалистов по этой проблеме склоняется к предположению, что в XIV– XV вв. именно торговля зихским хлебом была главной составляющей в генуэз-ском предпринимательстве в черноморском регионе 66. Учитывая размах и международный характер этой торговли, данное предположение не выглядит преувеличением. Характерно, что в XIV в. европейцы считали, что именно северо-восточное Причерноморье, и особенно Зихия, может в полной мере и устойчиво снабжать хлебом и продовольствием участников готовящегося крестового похода 67. Все это свидетельствует о значительности товарообо-рота зихского учебного рынка. Помимо Зихии (Черкесии), итальянцы в большом количестве покупа-ли хлеб в Алании и причерноморской Татарии. По сообщению византийского хрониста Никифора Григоры (Nic. Gregoras), в 1343 г. во время конфликта между Золотой Ордой, Генуей и Венецией, в ходе которого почти полностью была парализована торговля Каффы и Таны, Византия оказалась в состоянии продовольственного кризиса. Лишь с большими трудностями удалось приоб-рести пшеницу в некоторых регионах – Анатолии. Эта ситуация свидетельст-вует о том, что сельское хозяйство в Черкесии и Татарии носило в значитель-ной мере товарный характер и было ориентированно на внешние рынки 68. Зависимость от привозного, в том числе зихского, хлеба и цены на не-го волновали жителей Трапезунда: гороскоп, составленный в этом городе в 1336 г., демонстрирует большое внимание к закупкам хлеба, колебаниям цен на него и "прогнозировании" их. В 1386 г., во время осады Каффы татарами, администрация этого семидесятитысячного города сумела закупить все необ-ходимое продовольствие в Зихии. Закупка зерна в Зихии в 1421 г. еще раз помогла Каффе выдержать очередной конфликт с Ордой 69. О продовольственной зависимости генуэзских поселений от местного населения свидетельствует целый ряд документов. Так, в письме консула и массариев (massari) Каффы к протекторам банка Сан Джорджио от 6 сентяб-ря 1455 г. говорится: "Город наш не только страдает от недостатка припасов, но терпит истинный голод... Хлеб в тех местах (Монкастро и Ликостомо) стоит 50 и 55 аспров за меру и будет стоить дороже. Урожая, собранного в Кампанье (окрестности Каффы.– С. X.), недостаточно даже для посева, и мы его почти уже поели. А на Зихию, так же как и на Турцию, нам нечего даже и надеяться (так как эти государства нам враждебны)" 70. Винья (Vigna), со-ставитель сборника документов "Codice Tauro-Ligura", писал по поводу ха-рактера генуэзских поселений: "Владения генуэзцев не распространялись да-лее городской черты... за которой начинались области, возделываемые абори-генами, а небольшая территория, предоставленная ими для этой цели коло-нистам, была по большей части расположена в гористой и неплодородной местности" 71. Продовольственная зависимость характеризует генуэзское и венецианское присутствие в Черноморье на всем протяжении XIII–XV вв. "В начале итальянского проникновения в Черное море, – констатировал Е. С. Зевакин,– колонии представляли из себя лишь группу домов и складов. Хлеб генуэзцы вынуждены были покупать у туземцев. Такое положение продол-жалось вплоть до падения колоний. Это ясно видно из документов, которые говорят нам о полной зависимости итальянцев от туземцев в отношении снабжения хлебом. Прекращение подвоза хлеба вызывает голод в колониях. В последний период существования колоний вокруг некоторых из них возни-кали земледельческие поселения. Однако они не имели большого экономиче-ского значения и не изменили общего типа колоний, имевших чисто торго-вый характер" 72. В этом же духе, что и Vigna, и Зевакин, высказывается и Братиану 73. В 1474 г. Ширин-бег Эминек, не получив чрезвычайно выгод-ную должность тудуна (т.е. представителя крымского хана в Каффе.– С. X.), запретил своим вассалам торговлю с Каффой. В результате администрация Каффы была вынуждена отправить барки в Монкастро (Аккерман – порт в Молдавии). "А еще, – писал консул Антониотто Габелла протекторам банка Сан Джорджио,– в Воспоро (Керчи) и в Зихии должно быть изобилие хлеба, оттуда мы также получим его порядочно" 74. Схожее сообщение из письма консула Джиованни Джустиниани Лонго от 21 октября 1454 г.: "...в доверше-ние всего мы опасаемся голода и в будущем году по причине плохого урожая в окрестностях" 75. Общее неблагополучие в хлебной торговле Черноморья наступает в период нарастания османской экспансии и в немалой степени в связи с ней. Пчеловодство и бортничество, развитые на Западном Кавказе, давали для экспорта мед и особенно воск 76. Само существование генуэзских и ве-нецианских торговых поселений в Зихии и Крыму было возможным лишь при условии их политической и экономической поддержки со стороны мест-ного населения. Так, известно, что население Таны, расположенной на чрез-вычайно плодородных землях, питалось преимущественно привозными про-дуктами из Зихии, в частности, из расположенной на Кубани области Кре-мук, об изобилии хлеба, мяса и меда в которой писал Иосафат Барбаро 77. 1453 г. составил рубеж в международной жизни Средиземноморья и Кавказа. В этом году османы заняли Константинополь и тем самым как бы реанимировали Восточно-Римскую империю. Экспансия османов на Балка-нах и в Анатолии получила новый импульс. В 1458–1463 гг. все бывшие ви-зантийские владения на Балканах стали османскими; в 1461 г. был захвачен Трапезунд; в 1463 г. – Босния. Е.Ч. Скржинская отмечала, что существование итальянских поселений после 1453 г. было "не более чем только доживани-ем" 78. Уже в 1454 г. османы предприняли первую экспедицию в Крым и осадили Каффу. Эта осада не привела к взятию города, и, по мнению А. М. Некрасова, "имела в значительной степени характер военной демонстрации" 79. В период с 1454-го по 1475 г. османы не предпринимали масштабных во-енных акций в Крыму и на Кавказе. Этот период характеризуется острой междоусобной борьбой в ханстве крымских татар. В татарской "замятне" ак-тивно участвовали генуэзцы и черкесы. В 1468 г. свергнутый хан Нур-Девлет нашел убежище в 3ихии 80. Опираясь на поддержку зихов, он продолжил борьбу за престол, но потерпел неудачу и в 1471 г. был вынужден просить помощи у генуэзцев, но те бросили его в одну из башен кафинской цитадели.
|
|
|
|